Точка зрения / №423 от 30 Ноября 2010 г.

Этикет XXI века


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Корреспондент Людмила Мельникова

«Кто с точки зрения этикета должен первым протягивать руку при встрече малознакомых мужчины и женщины?» — как-­то вскользь поинтересовался коллега. Ответа мы так и не нашли — мнения разделились.

Как и в любом другом законодательстве, в этических сводах бывают разночтения, этот вопрос — классический пример. С одной стороны, первым здоровается мужчина. С другой — женщина имеет право выбирать, с кем идти на тактильный контакт.

Просто, когда «утрясались» этические кодексы, не подразумевалось, что женщина будет на равных и «по­деловому» общаться с множеством незнакомых мужчин. И что афенфосмофобия (боязнь чужих прикосновений) из психического отклонения станет вполне обычной чертой «человека социального».

Листая книги типа «Деловой этикет» даже десятилетней давности, замечаешь: многие пункты современной жизни они не охватывают и многие уже принятые обществом требования приличия там не прописаны. А ведь этот процесс не стоит на месте, и каждый день этикет получает все новые правила.

Например, общеизвестно, что сотовый телефон стоит выключать во время деловой беседы. Но если ваш собеседник не считает разговор «деловым», пытаться привлечь внимание к прерванной беседе или каким-­то образом показывать свое неудовольствие выслушиванием обрывков внезапно возникшего диалога — неприлично. Как и делать замечание человеку, на всю больницу обсуждающему, «как мы вчера посидели».

Неприлично, с точки зрения современного человека, делать замечания курящим детям, «сверкающим» нижним бельем девушкам, демонстрирующим свой словарный запас нецензурных слов людям, если они общаются не с вами лично. Порицает «общественный» этикет купюру с номиналом «500 рублей» и, не дай бог, «1000 рублей», протянутую продавцу в магазине по утрам и водителю автобуса или маршрутки в любое время суток.

Правила поведения в салоне общественного транспорта просто обязаны войти отдельным разделом в новые учебники по этикету! Слишком много «неприличий», задевающих интересы в первую очередь водителя, появилось в последнее время. Как склочничество и желание разрядиться на окружающих воспринимается просьба не курить в салоне. Причем не только водителем автобуса типа «душегубка», но и пассажирами.  Высказывание пожелания сменить радиоволну, транслирующую на весь автобус «блятняк», воспринимается как попытка влезть в личную жизнь водителя. Или — влезть в чужой карман вопросом «Ну сколько мы будем еще стоять?».

По общественным нормам этикета беременным женщинам и матерям с маленькими детьми сегодня неприлично садиться в переполненную маршрутку — это расценивается уже находящимися в ней пассажирами как осознанное желание согнать кого­либо с боем вырванного сидячего места. Хотя верх неприличия — нахождение в общественном транспорте бабушки в «час пик» и инвалида в любое время суток.

К сожалению, есть много «правил этикета», которые еще стоит создать. Есть проблемы общения, которые не закреплены в кодексах этикета десятилетиями! Уже давно стоит прописать, когда  или на какой фразе можно прерывать беседу продавщиц: стоит ли дождаться «ну ладно, пойду я к этим» или такое право возникает после десятиминутного покорного стояния у прилавка как подтверждение своего намерения обязательно сделать покупку?

А ведь время не стоит на месте и с техническим прогрессом приносит нам все новые вопросы. Например, стоит определить, когда снимать наушники и выключать сам плеер. Нужно ли это делать, когда к вам обращаются на улице или подобное необходимо выполнять лишь при разговоре с начальством? Назрела общественная потребность в четких нормах общения в социальных сетях: нужно уточнить условия «отфренживания» людей в своих списках друзей и ввести церемониал процесса перевода виртуальных собеседников в списки игнорируемых или удаленных. И, наконец, определить время допустимой видеозаписи на сотовый телефон какого­либо происшествия: стоит ли снимать «до упора» интересные кадры или же ограничиться пятиминутной съемкой ДТП, а потом все­таки превратить свой гаджет в телефон и вызвать «скорую»?

Этикет призван сделать наиболее комфортным жизнь и общение людей в социуме. Выйду ли я за грань приличия, если спрошу: «Каких именно людей»? 

Предыдущие комментарии

30 ноября 2010 | 00:00 Валентин Поляков 
Женщины первыми протягивают руки, мужчины первыми протягивают ноги...
цитировать
Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Конец «шпионским» страстям?
В прошлом году курганский фермер пожаловался президенту Путину на то, что стал обвиняемым из-за покупки ошейника с GPS-трекером для блудливой коровы, ...
Под подозрением – принцессы
В одной семье произошел  конфликт из-за… «Золушки». Невестку и свекровь поссорила старая добрая сказка. Вернее, в том-то все дело, что невестке о...
Так где ж ты, друг, наш третий друг?
Это вам не компаньон Не знает народ российский своих национальных праздников. В этом я убедился лично в ходе опроса своих родных, а такж...
Привет от Нью-Москвы?
Вчера под вечер пришла довольно неожиданная новость. Оказывается, Батайск, Аксай и часть прилегающих к нему территорий готовы войти в состав Росто...
Сказки хорошие и разные
Кто из нас в детстве не любил слушать сказки?! «Курочку-рябу» и «Теремок», «Цветик-семицветик» и «Золушку», «Гуси-лебеди» и «Снежную королеву»… Они, д...
В этом номере