«Кто с точки зрения этикета должен первым протягивать руку при встрече малознакомых мужчины и женщины?» — как-­то вскользь поинтересовался коллега. Ответа мы так и не нашли — мнения разделились.

Как и в любом другом законодательстве, в этических сводах бывают разночтения, этот вопрос — классический пример. С одной стороны, первым здоровается мужчина. С другой — женщина имеет право выбирать, с кем идти на тактильный контакт.

Просто, когда «утрясались» этические кодексы, не подразумевалось, что женщина будет на равных и «по­деловому» общаться с множеством незнакомых мужчин. И что афенфосмофобия (боязнь чужих прикосновений) из психического отклонения станет вполне обычной чертой «человека социального».

Листая книги типа «Деловой этикет» даже десятилетней давности, замечаешь: многие пункты современной жизни они не охватывают и многие уже принятые обществом требования приличия там не прописаны. А ведь этот процесс не стоит на месте, и каждый день этикет получает все новые правила.

Например, общеизвестно, что сотовый телефон стоит выключать во время деловой беседы. Но если ваш собеседник не считает разговор «деловым», пытаться привлечь внимание к прерванной беседе или каким-­то образом показывать свое неудовольствие выслушиванием обрывков внезапно возникшего диалога — неприлично. Как и делать замечание человеку, на всю больницу обсуждающему, «как мы вчера посидели».

Неприлично, с точки зрения современного человека, делать замечания курящим детям, «сверкающим» нижним бельем девушкам, демонстрирующим свой словарный запас нецензурных слов людям, если они общаются не с вами лично. Порицает «общественный» этикет купюру с номиналом «500 рублей» и, не дай бог, «1000 рублей», протянутую продавцу в магазине по утрам и водителю автобуса или маршрутки в любое время суток.

Правила поведения в салоне общественного транспорта просто обязаны войти отдельным разделом в новые учебники по этикету! Слишком много «неприличий», задевающих интересы в первую очередь водителя, появилось в последнее время. Как склочничество и желание разрядиться на окружающих воспринимается просьба не курить в салоне. Причем не только водителем автобуса типа «душегубка», но и пассажирами.  Высказывание пожелания сменить радиоволну, транслирующую на весь автобус «блятняк», воспринимается как попытка влезть в личную жизнь водителя. Или — влезть в чужой карман вопросом «Ну сколько мы будем еще стоять?».

По общественным нормам этикета беременным женщинам и матерям с маленькими детьми сегодня неприлично садиться в переполненную маршрутку — это расценивается уже находящимися в ней пассажирами как осознанное желание согнать кого­либо с боем вырванного сидячего места. Хотя верх неприличия — нахождение в общественном транспорте бабушки в «час пик» и инвалида в любое время суток.

К сожалению, есть много «правил этикета», которые еще стоит создать. Есть проблемы общения, которые не закреплены в кодексах этикета десятилетиями! Уже давно стоит прописать, когда  или на какой фразе можно прерывать беседу продавщиц: стоит ли дождаться «ну ладно, пойду я к этим» или такое право возникает после десятиминутного покорного стояния у прилавка как подтверждение своего намерения обязательно сделать покупку?

А ведь время не стоит на месте и с техническим прогрессом приносит нам все новые вопросы. Например, стоит определить, когда снимать наушники и выключать сам плеер. Нужно ли это делать, когда к вам обращаются на улице или подобное необходимо выполнять лишь при разговоре с начальством? Назрела общественная потребность в четких нормах общения в социальных сетях: нужно уточнить условия «отфренживания» людей в своих списках друзей и ввести церемониал процесса перевода виртуальных собеседников в списки игнорируемых или удаленных. И, наконец, определить время допустимой видеозаписи на сотовый телефон какого­либо происшествия: стоит ли снимать «до упора» интересные кадры или же ограничиться пятиминутной съемкой ДТП, а потом все­таки превратить свой гаджет в телефон и вызвать «скорую»?

Этикет призван сделать наиболее комфортным жизнь и общение людей в социуме. Выйду ли я за грань приличия, если спрошу: «Каких именно людей»?