В одном из интервью новый министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов высказал неудовлетворенность качеством образования, которое «мы имеем в наших вузах». Многие выпускники не получают высшего образования — «вместо этого им выдается диплом, в котором написано, что они являются специалистами». Министр знает, что это либо дипломы купленные, либо сами вузы, в силу непрофессионализма, дают плохие знания. Такое положение существует на протяжении многих лет, и вот теперь Дмитрий Викторович «абсолютно бескомпромиссно» собирается с этим негативом бороться. Один из методов борьбы — сокращение числа бюджетных мест для обучения в вузах.
В самом деле, государство финансирует вузы в надежде получить хороших специалистов. Но в школы приходят плохие учителя, в больницы врачи, на производство инженеры. Однако вот незадача: плохие специалисты получаются как из
На днях абитуриент из одной кавказской республики рассказывал, что после многочисленных проверок в школах выпускников со 100 баллами по одному предмету там уже нет. Но есть другой способ получить хороший результат по единому государственному экзамену. Заплатив 500 тыс. рублей, можно «набрать» от 210 до 250 баллов. За деньги покупается ЕГЭ, экзамены во время сессии, наконец, диплом. Увы, в наших вузах такое не редкость. И при чем здесь бюджетные места?
И все же в борьбе с «халтурой в вузах» министр Ливанов намерен в перспективе перевести вузы на платное обучение. Если бюджетных мест не будет, то сможет ли тогда «паренек из далекой сибирской глубинки», как предрекал один из предшественников нынешнего министра образования и науки РФ, показав хороший результат по ЕГЭ, поступить в МГУ? Учиться за деньги такому пареньку может оказаться не по карману. А стоимость обучения на коммерческой основе в вузах не стоит на месте. Если лет десять назад средняя оплата обучения в вузе обходилась студентам в 15 тыс. рублей, то сейчас в 56 тыс. И это не предел.
Нам все чаще дают понять, что в зарубежных вузах образование сплошь платное. Это не совсем так. Отличие зарубежных вузов от наших в том, что там платное образование строго разграничено: есть вузы платные, а есть бесплатные, где обучение ведется за счет средств государства. К примеру, в Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Франции получить образование можно бесплатно. Платят там за учебу в основном иностранные студенты. В Италии при поступлении в государственные вузы все обязаны внести налог за обучение. Его размер устанавливается в соответствии с доходами семьи студента, справку о которых нужно предоставить в вуз. В Испании занятия в государственных вузах платные, но стоят недорого от 700 до 1000 евро. То же можно сказать о Мальте. Год учебы по бакалаврской программе обходится студенту около 2000 евро. Полностью бесплатное образование в Греции. Во всем мире критериями платного образования являются высокий уровень подготовки специалистов, преподавательского состава, обеспечение студента работой, дополнительные возможности. У нас же большинство вузов нацелены исключительно на зарабатывание денег и совсем немного на качественную подготовку специалистов. Так, может, и в нашем высшем образовании надо четко обозначить границы между бесплатными государственными и частными вузами? Тогда и неглупый паренек из сибирской глубинки, у родителей которого нет достаточно средств, чтобы оплатить его учебу, сможет учиться в вузе. А действовать по принципу: те, кто хотят, чтобы их дети получили высшее образование найдут деньги, по меньшей мере, нечестно.