5 ноября вступила в силу новая редакция Федерального закона «О безопасности дорожного движения», которая вводит, в частности, новые категории и подкатегории водительских прав.
И в тот же день в Госдуму внесли очередной законопроект, который, как предполагается, должен сильно ударить по кошельку агрессивных водителей: депутаты предлагают наказывать не за конкретные нарушения правил движения, а за агрессивное вождение и создание аварийных ситуаций на дороге.
Понятно, что нововведения продиктованы в первую очередь той ситуацией, которая складывается на наших дорогах. Растет число аварий и пострадавших, в безопасности себя не чувствуют не только дисциплинированные водители на дорогах, но и граждане на пешеходных переходах, и даже на тротуарах, куда «долетают» авто – участники ДТП.
Одна из причин — купленные права и недоученные водители. Вот и ввели новые условия для получения прав, добавили категории. Если все, что написано на бумаге, исполнить, то картина должна получиться неплохая. Но у нас все как всегда. Чтобы обучать кандидатов в водители новых категорий и подкатегорий, автошколы должны иметь соответствующую лицензию. А получить ее они смогут только после того, как будут утверждены соответствующие программы подготовки водителей. Пока этих программ нет. Минтранс и минобрнауки спорят, кто должен их разрабатывать.
Автошколы обеспокоены и введением нового порядка приема экзаменов. По новым правилам проверка будущих водителей должна проходить в два этапа: первый — сдача теоретического экзамена и езда на учебной площадке, второй экзамен — по окончании обучения и выдачи свидетельства — по вождению в условиях реального дорожного движения. Фактически — верное решение. Но противники, понятно, что из числа владельцев автошкол, утверждают: такие искусственные «новшества» усложнят процесс подготовки водителей, и они начнут сами в реальных условиях обучаться. Их можно понять: нарушается отработанная схема. Прослушал будущий водитель положенные часы или не прослушал, но уплатил за это деньги, худо-бедно откатал на учебном полигоне положенные часы, получил права — и на дорогу практиковаться. А уж тут кому как повезет, в том числе — и ни в чем не повинным людям.
Но предложенная новая система приема экзаменов не прошла профессиональную экспертизу, и вообще непонятно, как проводить экзамен в условиях реального дорожного движения? Но ведь человек права получил? Значит, автошкола гарантирует, что он ездить умеет, правила выучил, знает, как вести себя на дороге. Чего же тогда боятся владельцы автошкол? Так ведь при таких условиях бизнес пострадает. А вот качество подготовки водителей никого не волнует. За аварии, совершенные новичком, автошкола ответственности не несет. Вот потому и сопротивляются нововведениям, как могут.
А тут еще один повод для сопротивления. В Госдуму внесен очередной законопроект, который, как предполагается, должен сильно ударить по кошельку агрессивных водителей. Депутаты предлагают наказывать водителей за агрессивное вождение и создание аварийных ситуаций на дороге. Добропорядочные водители и пешеходы будут только «за». Ведь не зря у опытных водителей главное правило – три «Д»: Дай Дорогу Дураку. Надо сказать, что подобный законопроект уже вносился в Госдуму депутатами ЛДПР, но не был одобрен. Претензий к нему было множество. По каким критериям оценивать стиль вождения того или иного автомобилиста, что считать агрессивной ездой? Что считать созданием аварийной ситуации? Как доказать, что она была создана преднамеренно, а не случайно?
Ответы на них даст любой нормальный участник дорожного движения. Но пока идут споры, агрессивных водителей на дорогах все больше и больше. Кстати, в законодательстве большинства стран Европы и Соединенных Штатов Америки присутствуют нормы, в которых установлена ответственность за агрессивное вождение. Депутаты предлагают штрафовать таких водителей на 2,5 – 5 тысяч рублей.
Каким образом законодатели представляют воплощение этой нормы в жизнь? Тоже пока не ясно. Жаль будет, если из-за недоработок и эта разумная идея сгинет. Вот у нас закон о запрете курения в общественных местах приняли еще 1 июля, а с 1 ноября и штрафовать нарушителей можно. Только кому это нужно? На остановках любители подымить курят до самой посадки в транспорт, сигарету выбрасывают перед самым входом в магазин.
Тоже чего-то в законе недоработали.