Случилась такая история. Один из плохо учившихся в среднем спецучреждении студентов, получив-таки диплом, оказался в авиачасти.
Восьмикилограммовую приборную доску на истребителе перед вылетом «специалист» не зафиксировал. При взлете та свалилась на ручку управления. Пилот и самолет чудом не разбились.
Ненормативную лексику, которую услышал в свой адрес тот среднеспецобразованный молодой человек, повторять не станем. А вот о системе приема в такие, да и другие, средние профессиональные и спецальные заведения перед новым учебным годом напомнить не мешало бы.
Жестки условия приема ребят для получения среднего профессионального образования в балетную академию Вагановой. В это учебное заведение поступают сразу после четырех классов обычной школы. Направление подготовки – «Искусство балета. Артист балета» (исполнительский факультет). Приемные испытания выдерживают немногие.
Казалось бы, набор новых обучающихся (так нынче именуют тех, кто раньше был просто студентом в системе среднего профессионального образования) и там, где будут готовить будущих авиа- и прочих технических специалистов, такую жесткость тоже предполагает. Уже хотя бы для того, чтобы самолеты по глупости вчерашних двоешников не падали. Но как он проходил? Предельно просто: собеседование плюс ознакомление с аттестатом. Хочешь быть бухгалтером – пожалуйста, специалистом по управлению качеством – легко, специалистом в самолетостроении – запросто! Неважно, каких ты способностей и наклонностей.
Этот список продолжать можно еще долго. Реальные люди придумали перечень специальностей, на обучение которым ныне принимают без экзаменов. Ветераны педагогического труда сокрушаются: раньше при приеме на учебу требовались знания, были реальные экзамены и только затем – собеседования и аттестационные комиссии. Сложнее всего было поступить на программирование. Там нужны были изрядные знания по математике.
Что же сегодня? Система СПО (среднего профессионального образования) сохранилась. Вступительные экзамены упразднили. Плюс ввели так называемое подушевое финансирование учреждений СПО. Учатся, скажем, у вас 100 человек – прекрасно! Вот вам из бюджета условно по 55 рублей «на брата». Чтобы, значит, заведение осуществляло образовательную деятельность. Учатся 1000 человек – те же 55 рублей. А если кто-то не захотел учиться или не смог и ушел? Тогда, директор заведения, будь добр верни в бюджет выделенные 55 рублей. А где их брать, если средства уже потрачены на нужды заведения? И как случившееся объяснять Минобру, которое ведет жесткую финансовую политику?
Получается, что школа дотянула нежелавших учиться «умников» до 9 класса, исторгла их из своих стен, дескать, «пусть жизнь научит, пусть жизнь накажет...». Мамка за шиворот привела это чудо природы в техникум либо колледж, записала в приемном отделении его «входные данные», все! Он уже учится. Если на востребованной специальности – априори предполагается, будет на выходе «крутым перцем»! А дитятя вовсе не желает учебу брать в голову! В принципе! У него есть смартфон с игрушками. И зачем ему все эта наука? Скука... Преподаватели вначале перешептываются, а потом говорят начальству: «Давайте избавляться от такого балласта!» Им в ответ: «Тяните до выпуска, иначе финансирование срежут!»
Одного такого дотянули до выпуска – потом самолет с пилотом чуть не разбились. Стоматологи-недоучки портят зубы клиентам. Примеров по другим профессиям тоже немало. Их столько, что до сих пор бессмертным кажется Ходжа Насреддин со своей фразой: «Я могу подвести осла к поилке, я могу даже сунуть его мордой в воду, но заставить осла пить?! Я не могу!»
Если и есть преувеличение в такой постановке вопроса – то мизерное. Одно очевидно – от поблажек вчерашним школьникам при поступлении в СПО минусов скорей больше, чем плюсов...