Точка зрения / №305 от 11 Октября 2018 г.

Нужен выходной? Заплати!


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Корреспондент Наталья Нарсеева

Сегодня право на труд и на отдых, гарантированные каждому гражданину Конституцией, многие работодатели понимают весьма своеобразно. А защитить работников некому – в суд на работодателя во многих ситуациях не подашь: даже если выиграешь, все равно по сути – проиграешь. Работать победителю все равно не дадут. Профсоюзы во многих отраслях канули в лету.

Так сложились обстоятельства, что последние полтора месяца как минимум дважды в день мне приходилось пользоваться услугами такси. И не просто такси, а исключительно Яндекс. Такси. Приезжает быстро, берет недорого. Поездка на авто до пункта назначения занимала минут двадцать, плата – в зависимости от спроса – от 130 до 180 рублей. А если пользоваться общественным транспортом, то с дорогой от дома до остановки, ожиданием нужного маршрута и пересадкой – больше часа. Здесь цена вопроса – 48 рублей. Но если в руках тяжелая сумка с продуктами для пожилой родственницы, то понятно, какому виду транспорта отдашь предпочтение. А если едем вдвоем или втроем, так получается, что такси намного выгодней.

Только не подумайте, что я Яндекс. Такси рекламирую. Просто есть в этом деле и оборотная сторона медали: дешевый труд редко привлекает профессионалов. 

Были времена, когда таксисты были чуть ли не привилегированной кастой – денежными людьми, поскольку стоимость практически любой поездки, когда средняя зарплата крутилась вокруг сотни, начиналась с рубля. Понятно, что каждый за свое место и баранку держался, и работали в этой сфере исключительно профессионалы, которые город и все его закоулки знали как свои пять пальцев. Теперь без навигатора – никак. Но вот попался мне на днях один водитель, который в час пик, минуя окольными путями все пробки, меня оперативно к месту доставил. При этом успел рассказать про жуткую текучку в организации.

– Почему люди не задерживаются?

– Да потому что надо в день отработать 16 часов без продыху, чтобы заработать четыре-пять тысяч рублей. Вроде деньги немалые. Но отсюда отнимите аренду машины, а если она собственная, то надо отложить на амортизацию. Львиная доля оставшихся средств пойдет на бензин, приличный процент забирает компания, которая принимает заказы от клиентов. Причем даже если поездка не состоялась – пассажир передумал, деньги с карты за заказ уже ушли. Вот и остается водителю чистыми в районе тысячи.

Но окончательно водитель добил меня утверждением, что работать приходится практически без выходных.

– Как это – по 16 часов и без отдыха? – удивилась я, припоминая школьный курс российской истории эпохи капитализма.

– Конечно, выходной взять можно, если за аренду машины заплатить, – пояснил водитель. – По такой причине хозяин может даже скинуть немного. Водители не отдыхают, потому и аварии. На площадке в автопарке не одна разбитая машина стоит. Кто в суд за это на собственника организации подаст? Да никто, потому что не дай бог его выиграть – работы нигде не найдешь. Так что хочешь отдыхать – пользуйся изобретением хозяина: плати за собственный выходной.

Но это не самое невероятное из ноу-хау нынешних работодателей. Недавно коллега предложил мне заняться интересной темой: одна крупная компания объявила перспективному специалисту, что ему для карьерного роста необходимо… развестись с женой. По мнению руководства, семья очень сильно мешает ему в работе.

Для специалиста предложение оказалось настолько шокирующим, что он чуть ли не в суд решил на компанию подавать. Да потом остыл. Со славой сутяжника, даже если дело выгорит, потом не то что карьеру не сделаешь, на работу вряд ли устроишься! 

Так что сегодня перед работодателем, как говорится, все одинаково неравны – и крупный специалист, и рядовой таксист с навигатором. 

А вот положительный пример – очередной эксперимент с сокращением рабочей недели провели в одной из компаний. В течение восьми недель 250 сотрудников работали по восемь часов в день четыре дня в неделю с сохранением зарплаты за «пятидневку». 

Как показал сбор данных о состоянии работников до, во время и после эксперимента, работавшие четыре дня в неделю люди начали чувствовать большее удовлетворение от жизни и работы. Если до эксперимента таких сотрудников в компании было 54 %, после сокращения рабочей недели их число выросло до 74 %. Вырос и показатель лояльности к компании: с 68 % до 88 %.

Генеральный директор компании остался доволен результатами: сокращение числа рабочих дней повысило производительность труда, люди отказались от социальных сетей в рабочее время и болтовни с коллегами. И он решил ввести четырехдневный рабочий график.

Правда, не в России это было, а в Австралии.

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Политические «Песни года»
Звезда шоу-бизнеса София Ротару отказалась от участия в традиционной «Песне года».  Эту новость сообщил СМИ концертный директор Ротару. &nbs...
Конец «шпионским» страстям?
В прошлом году курганский фермер пожаловался президенту Путину на то, что стал обвиняемым из-за покупки ошейника с GPS-трекером для блудливой коровы, ...
Под подозрением – принцессы
В одной семье произошел  конфликт из-за… «Золушки». Невестку и свекровь поссорила старая добрая сказка. Вернее, в том-то все дело, что невестке о...
Так где ж ты, друг, наш третий друг?
Это вам не компаньон Не знает народ российский своих национальных праздников. В этом я убедился лично в ходе опроса своих родных, а такж...
Привет от Нью-Москвы?
Вчера под вечер пришла довольно неожиданная новость. Оказывается, Батайск, Аксай и часть прилегающих к нему территорий готовы войти в состав Росто...
В этом номере