Сегодня право на труд и на отдых, гарантированные каждому гражданину Конституцией, многие работодатели понимают весьма своеобразно. А защитить работников некому – в суд на работодателя во многих ситуациях не подашь: даже если выиграешь, все равно по сути – проиграешь. Работать победителю все равно не дадут. Профсоюзы во многих отраслях канули в лету.
Так сложились обстоятельства, что последние полтора месяца как минимум дважды в день мне приходилось пользоваться услугами такси. И не просто такси, а исключительно Яндекс. Такси. Приезжает быстро, берет недорого. Поездка на авто до пункта назначения занимала минут двадцать, плата – в зависимости от спроса – от 130 до 180 рублей. А если пользоваться общественным транспортом, то с дорогой от дома до остановки, ожиданием нужного маршрута и пересадкой – больше часа. Здесь цена вопроса – 48 рублей. Но если в руках тяжелая сумка с продуктами для пожилой родственницы, то понятно, какому виду транспорта отдашь предпочтение. А если едем вдвоем или втроем, так получается, что такси намного выгодней.
Только не подумайте, что я Яндекс. Такси рекламирую. Просто есть в этом деле и оборотная сторона медали: дешевый труд редко привлекает профессионалов.
Были времена, когда таксисты были чуть ли не привилегированной кастой – денежными людьми, поскольку стоимость практически любой поездки, когда средняя зарплата крутилась вокруг сотни, начиналась с рубля. Понятно, что каждый за свое место и баранку держался, и работали в этой сфере исключительно профессионалы, которые город и все его закоулки знали как свои пять пальцев. Теперь без навигатора – никак. Но вот попался мне на днях один водитель, который в час пик, минуя окольными путями все пробки, меня оперативно к месту доставил. При этом успел рассказать про жуткую текучку в организации.
– Почему люди не задерживаются?
– Да потому что надо в день отработать 16 часов без продыху, чтобы заработать четыре-пять тысяч рублей. Вроде деньги немалые. Но отсюда отнимите аренду машины, а если она собственная, то надо отложить на амортизацию. Львиная доля оставшихся средств пойдет на бензин, приличный процент забирает компания, которая принимает заказы от клиентов. Причем даже если поездка не состоялась – пассажир передумал, деньги с карты за заказ уже ушли. Вот и остается водителю чистыми в районе тысячи.
Но окончательно водитель добил меня утверждением, что работать приходится практически без выходных.
– Как это – по 16 часов и без отдыха? – удивилась я, припоминая школьный курс российской истории эпохи капитализма.
– Конечно, выходной взять можно, если за аренду машины заплатить, – пояснил водитель. – По такой причине хозяин может даже скинуть немного. Водители не отдыхают, потому и аварии. На площадке в автопарке не одна разбитая машина стоит. Кто в суд за это на собственника организации подаст? Да никто, потому что не дай бог его выиграть – работы нигде не найдешь. Так что хочешь отдыхать – пользуйся изобретением хозяина: плати за собственный выходной.
Но это не самое невероятное из ноу-хау нынешних работодателей. Недавно коллега предложил мне заняться интересной темой: одна крупная компания объявила перспективному специалисту, что ему для карьерного роста необходимо… развестись с женой. По мнению руководства, семья очень сильно мешает ему в работе.
Для специалиста предложение оказалось настолько шокирующим, что он чуть ли не в суд решил на компанию подавать. Да потом остыл. Со славой сутяжника, даже если дело выгорит, потом не то что карьеру не сделаешь, на работу вряд ли устроишься!
Так что сегодня перед работодателем, как говорится, все одинаково неравны – и крупный специалист, и рядовой таксист с навигатором.
А вот положительный пример – очередной эксперимент с сокращением рабочей недели провели в одной из компаний. В течение восьми недель 250 сотрудников работали по восемь часов в день четыре дня в неделю с сохранением зарплаты за «пятидневку».
Как показал сбор данных о состоянии работников до, во время и после эксперимента, работавшие четыре дня в неделю люди начали чувствовать большее удовлетворение от жизни и работы. Если до эксперимента таких сотрудников в компании было 54 %, после сокращения рабочей недели их число выросло до 74 %. Вырос и показатель лояльности к компании: с 68 % до 88 %.
Генеральный директор компании остался доволен результатами: сокращение числа рабочих дней повысило производительность труда, люди отказались от социальных сетей в рабочее время и болтовни с коллегами. И он решил ввести четырехдневный рабочий график.
Правда, не в России это было, а в Австралии.