День народного единства ликования не вызвал
День единства – грустный праздник?
«Плохие песни соловью в когтях у кошки», – вывел когда-то мораль в одной из своих басен старик Крылов. Именно эти строки вспомнились мне, когда 4 ноября мы гуляли с внуком по центру Ростова. Прошлись по Пушкинской, по Большой Садовой, по набережной – и не узрели ни радостных лиц, ни веселья. Люди, конечно, в наличии имелись. Как говорится, променад присутствовал. В основном это бросалось в глаза на набережной. Но ни малейшей праздничности не ощущалось. Скорее, чувствовался лёгкий налёт уныния. Тут уже вспомнился не Крылов, а Высоцкий: «Не напрягаюсь, не стремлюсь, а как-то так»…
Разумеется, дежурные мероприятия состоялись. Как сообщил сайт http://dontr.ru, «в Ростове отметили День народного единства – праздничные мероприятия прошли во всех районах города». В парке имени Вити Черевичкина прошёл фестиваль «Песни и танцы народов России», в «Театре сказок» состоялся праздничный концерт, стартовал мотопробег байкеров клуба «Ночные волки»…
«День народного единства пора отменять. Заменив ложные смыслы настоящими делами».
Никита ИСАЕВ, политик, экономист
Несправедливо кидать по этому поводу камни в городскую администрацию. Побродив по просторам Интернета, я убедился, что такая же картина и в других городах нашей по-прежнему необъятной империи. Разве что исключая Москву, но это, как известно, отдельное государство, имеющее к России отдалённое отношение.
На сайте Екатеринбурга в репортаже о празднике автор пишет: «Не праздник, а похороны какие-то устроили! Что за праздник, если лица у всех такие мрачные?», – воскликнула за моей спиной пожилая женщина». Во Владимире опять же тоска, и так далее по российскому глобусу. С чего бы на этом фоне Ростову фонтанировать и плескать в небеса фейерверками?
Правда, как отметила замглавы администрации города по социальным вопросам Елена Кожухова, «Ростов – многонациональный город. У нас проживает 150 национальностей, и каждый считает донскую столицу своим родным домом. Мы – одна большая семья. И в каком бы уголке мира вы не встретили ростовчанина – непременно ощутите родство душ». Согласен. Но ко Дню народного единства это имеет мало отношения. Скорее, надо было отмечать «День ростовского единства». Уверен, дело пошло бы веселее.
Прежде чем объединиться, нужно размежеваться
Мои наблюдения подтверждаются и последним опросом ВЦИОМ, согласно которому 42 % россиян не считают 4 ноября праздником и не отмечают его. Но почему?
Лидер общественного движения «Новая Россия» Никита Исаев сформулировал свою точку зрения: «Единения стране и ее жителям мёртворождённый праздник не принёс. Зачем он? Висит как нелепая демонстрация фальши и повсеместной бутафории, которой пытаются заслонить большую потемкинскую деревню под названием «консолидация российского общества».
По Исаеву, нам не праздники плодить нужно, а решать задачу по формированию новой страны. Бездействие чиновников, нежелание видеть проблемы нашего больного общества, равнодушие элиты к простым людям – всё это никак не способствует единению.
Возразить, по сути, нечего. Политик озвучил то, что у многих из нас на языке, да не всегда с него слетает. И тут самое время вспомнить мудрые слова В.И. Ленина. Пламенный революционер и вождь ещё в 1900 году заметил в подпольной газете «Искра»: «Прежде чем объединиться и для того, чтобы объединиться, мы должны сначала решительно и определённо размежеваться». Как справедливо комментируют эти строки толкователи, смысл в том, что объединение будет прочным только тогда, когда его участниками станут люди с общими целями и интересами. Посему необходимо размежеваться с теми, кто не отвечает этому условию.
Когда в стране свыше 20 миллионов бедных, а власть, чиновников и правоохранителей разъедает коррупция, олигархи и их наследная шпана бесятся с жиру, осознавая свою полную безнаказанность – о каком «народном единстве» может идти речь?!
Сменили лысого на плешивого
Собственно, «день единства» рождался в атмосфере раскола и раздрая – чего же от него теперь ожидать? Как российский государственный праздник День народного единства возник в 2004 году. Прежде россияне традиционно отмечали привычное 7 ноября, которое Борис Ельцин «перекрестил» из годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (студентами мы употребляли сокращение – ВОСР) в «День согласия и примирения». В 2005-м возникла идея вообще упразднить 7 ноября как «пережиток советского прошлого», сделав его рабочим днём. Такой странный позыв и стал причиной поисков новой даты в истории. Авторы проекта не скрывали этого. Как утверждалось в обращении к депутатам Госдумы от Межрелигиозного совета России (он и был инициатором перемен): «Мы полагаем, что день трагического разделения России – 7 ноября – не стал днём примирения и согласия».
Собственно, не стало таким днем и 4 ноября. Принятию закона о новом празднике предшествовали бурные дискуссии по всей стране, иногда переходившие в мордобой. Противниками выступили многие историки, публицисты, обычные граждане. И всё же 27 декабря 2004 года закон о Дне народного единства был принят: 327 депутатов за, 104 коммуниста – против, двое воздержались.
Какое «народное единство», если в Смутное время большая часть нынешних народов России понятия не имела о «разборках в маленькой Москве»? Многие не входили в состав Московии, другие жили в глухих окраинных землях.
Но почему праздник встретил такое яростное сопротивление в обществе? Ведь, как объясняли разработчики, «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Благостно и чинно, и повод выпить вполне приличный.
А дело в том, что дата была выбрана, как говорится, на бум-лазаря, то есть по принципу «да здравствует что попало». Освобождение Московии от поляков – несомненно, событие важное и даже выдающееся. Но почему не Куликовская битва, Отечественная война 1812 года или Великая Отечественная 1941-1945? Можно накидать ещё много подходящих дат. Ответ прост: подобрали так, чтобы новый праздник соседствовал со старым и выпадал на начало ноября.
Смутное время (а завершилось оно условно в 1613 году) мало подходит под определение «народное единство». В этот период люди Московского царства бились и против поляков, и вместе с ними против русских бояр, и просто друг с другом. Самозванцы воевали за трон, холопы – за волю, северяне – против южных «воровских людей», бояре – за кого выгодно, донские казаки – за себя и свои вольности. После взятия Кремля никто ни с кем не объединился. Холопы остались холопами, бояре – боярами, «воры» – «ворами» (так именовали бунтарей-«политиков», а не крадунов-уголовников).
И вообще роль «народного ополчения» Минина и Пожарского в освобождении столицы довольно сомнительна. Единения среди освободителей Москвы было маловато. Князья Пожарский и Трубецкой не слушали друг друга, князь Василий Тюфякин этих двоих в упор не видел. Несколько месяцев топтались перед Кремлем да переругивались. А вот сражаться бестолковые русские «воеводы» толком не умели.
После взятия Кремля никто ни с кем не объединился. Холопы остались холопами, бояре – боярами, «воры» – «ворами».
Положение спасли донские казаки, прибившиеся к ополчению, – народ разбойный и отчаянный. Наблюдая за лёгким патриотическим бардаком, они в конце концов решили заняться обычным грабежом московитов. Если бы это случилось, поляки могли дождаться армии короля Сигизмунда и утвердить на московском престоле королевича Владислава.
Но дело спасли монахи Троице-Сергиевой лавры. Они предложили отдать донцам все ценные предметы церковной утвари, вплоть до риз – только бы «степные рыцари» отстояли православную веру. Те устыдились и поклялись «съесть потники седел своих», если не возьмут Кремля. Решительным броском они захватили крепость Китай-города, и поляки сдались. А вы думаете, что Кремль взяли Минин и Пожарский?
К слову, о единении. Вместе с поляками в Кремле скрывались и бояре-предатели, отдавшие трон поляку Владиславу. Боюсь огорчить госпожу Поклонскую и прочих монархистов, но среди пленённых бояр были и представители рода Романовых. Когда ворота Кремля отворились и показалась жалкая кучка «соглашателей», в самом хвосте плелся будущий самодержец Всея Руси, «неякая людина Мишатка сын Романов»… Позже он стал самодержцем при помощи тех же донских казаков, желавших видеть на троне слабого монарха, который бы позволял им творить что попало где придётся. Как гласит старинная казачья поговорка: «Царствуй, царь-государь, в стольной Москве, а мы, казаки – на Тихом Дону»…
Так что нам можно было бы отметить праздник и повеселее. Только назвать его иначе. Например, «День освобождения России донскими казаками». И, как говаривал Пушкин, – «подымем бокалы, содвинем их разом»! Наливай, станишники…