Собеседник
Новая индустриализация
Президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области Николай ПРИСЯЖНЮК – о промышленной политике и инвестиционном прорыве 
Подробнее
Точка зрения / №414 от 14 Декабря 2018 г.

Чисто ростовский початок


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Корреспондент Александр Сидоров

11 декабря мир отметил День танго

Африканские страсти

Предвижу удивление читателей: что за экзотическая тема? Где Донской край, а где – знойная Аргентина, родина страстного танго? Но между тем День танго – праздник истинно ростовский. Страстный танец так тесно связан с донской столицей, что как честный город Ростов был бы обязан жениться на Буэнос-Айресе. Но оба города – мужеского звания, а мы пока, к счастью, не толерантная Европа. К тому же у Ростова-папы есть уже Одесса-мама.

Но ближе к делу. Считается, что танго родилось в Аргентине. Хотя вообще-то оно возникло на основе африканских танцев. «Танго» на языке нигерийского народа ибибио значит «пляска под барабан». Попав в Латинскую Америку вместе с темнокожими рабами и смешавшись с испанской хабанерой, барабанный перепляс превратился в безумный танец страсти и огня. 


В 2009 году на IV сессии ЮНЕСКО танго внесено в список нематериального культурного наследия человечества.


В Аргентине танго известно с конца XIX века, а вот в Европе и конкретно в России оно приобрело известность позже благодаря композитору Анхелю Виллольдо, который написал танго «Эль чокло» (El Choclo) – «Початок». Именно этот початок покорил всю планету. Публика за пределами Аргентины долго не признавала никакое другое танго. А в Германии, принимая аргентинскую делегацию, даже исполнили «Эль чокло» вместо гимна страны. 

«Непристойный стриптиз души»

В Россию «Початок» занесло шальным ветром из Парижа в 1913 году. Танец был откровенно эротичен и сексуален. Общество раскололось: одни пришли в восторг, другие – в ужас. Литературовед Роман Тименчик пишет: 

«Известен рассказ Ахматовой, как на петербургской вечеринке Константин Бальмонт, наблюдая танцующую молодежь, вздохнул: «Почему я, такой нежный, должен всё это видеть?». Эпизод имел место 13 ноября 1913 года в дни захватившей Петербург тангофилии: все разучивали новый танец, который был окружён ореолом сексуальной смутительности. Вот рассказ москвича, которому было 6 лет в 1913 году: «Недалеко от нас помещалось варьете «Аквариум». Родители там были, отец потом рассказывал знакомым, что они «видели настоящее аргентинское танго». Мать меня сразу же выставила за двери – танго считалось настолько неприличным танцем, что при детях нельзя было о нем говорить». И вот Бальмонт, мексикоман и певец сексуального раскрепощения, хотевший быть дерзким, хотевший быть смелым, хотевший сорвать одежды с партнёрши, не признал родственную душу аргентинского танго, этот стриптиз души, "порочную выдуманную музыку"».


Зашёл в пивную он с воздушным поцелуем

И предложил красотке Розе: «Потанцуем!

И фраерам всем, здесь сидящим, растолкуем,

Что есть у нас салонное танго».


Встрепенулись и власти. Министр народного просвещения Лев Кассо разослал попечителям учебных округов циркуляр: 

«Ввиду явно непристойного характера нового, входящего в большое распространение танца под названием «танго» покорнейше прошу принять строжайшие меры к тому, чтобы означенный танец не преподавался в учебных заведениях вверенного вам учебного округа, а равно, чтобы ученики как мужских, так и женских учебных заведений не посещали танцклассов, в коих преподается бесстыдство "танго"».

Однако запрет не возымел действия. Аргентинское танго называли ещё «танго криольо» – «креольский танец», чтобы отличать от «матчиша» («бразильское танго»). И предприимчивые учителя танцев стали преподавать «креольский танец»: его-то Лев Аристидович не запрещал! После этого Кассо в конце 1914 года скончался. Не вынесла душа министра позора мелочных обид?


«На Богатяновском открылася пивная»

Анхеля Виллольдо при жизни замучили вопросом: с какого перепугу он назвал танго «Початок маиса»? Лишь после смерти композитора в 1919 году его сестра Ирэн открыла тайну. По молодости Анхель сначала был уличным музыкантом, потом пел свои песни в барах и ресторанах. У него водились знакомые в криминальной среде. В честь одного из них, уголовника по прозвищу «Эль чокло» (из-за «кукурузного» цвета волос) в 1903 году и был написан «Початок маиса». Бандит «держал» район публичных домов Хунин-и-Лаваль, собирая здесь дань. 


Поначалу танго было популярно именно среди уличных преступников и сутенёров, затем – у «авторитетов». И лишь позже стало народным.


Вот тут мы переходим к Ростову-папе… Нет, начнём всё же с Одессы-мамы. Неудивительно, что на мотив «Эль чокло» было создано много перепевок. В мире наиболее популярен знаменитый «Kiss of fire» («Поцелуй огня») Луи Армстронга. А у нас – псевдоблатная песенка, которая известна в одесском варианте:


На Дерибасовской открылася пивная,

Там собиралася компания блатная,

Там были девочки – Маруся, Роза, Рая

И гвоздь Одессы – Стёпка-шмаровоз.


Содержание песни удивительным образом соответствует рассказу Ирэн Виллольдо об аргентинском короле сутенёров. «Шмаровоз» на жаргоне как раз и значит «сутенёр» («шмара» – девушка, женщина). Песня же повествует о драке в пивной, где посетители не поделили «девочек» во время исполнения танго. 

Судя по реалиям, действие происходит до революции. С большой натяжкой можно отнести сюжет и к эпохе нэпа – середина 1920-х годов. При этом одесский колорит и особый акцент в песне про одесскую пивную настолько явные, что вроде бы нет никаких сомнений в том, где эта песня родилась. Но вот закавыка: никакого упоминания об этом «одесском танго» ни в это время, ни в 30-е и 40-е годы, ни в начале 50-х не сохранилось! Даже полунамёка. 

Этот факт, может, никого бы и не напряг, если бы не любопытное обстоятельство. В то время как об «одесском танго» до середины 1950-х нет ни слова, существует много упоминаний «ростовского танго», которое начиналось словами «На Богатяновском открылася пивная»! Как говорится, наш донской «Эль чокло». 

Вот что сообщает в автобиографическом романе «Блатной» Михаил Дёмин, бывший вор в законе (действие в отрывке относится к 1930-м): «Богатьяновская улица. Улица это знаменитая!.. О ней сложено немало экзотических частушек и песен. «На Богатьяновской открылася пивная, где собиралася компания блатная. Где были девочки Маруся, Рита, Рая. И с ними Костя, Костя-шмаровоз».

Наш земляк, поэт Михаил Танич, осуждённый в 1947 году за антисоветскую агитацию, в мемуарах «Играла музыка в саду» подтверждает то же самое: «И вот я учусь в школе-новостройке номер 30, в знаменитом Богатяновском переулке. В том самом, где согласно песне «открылася пивная, там были девочки Маруся, Роза, Рая...».

Писатель Андрей Синявский (Абрам Терц) в очерке «Отечество. Блатная песня» приводит классическое начало песни, слегка исказив название переулка: «На Багартьяновской открылася пивная...». Так же начинал её в ранних концертах и Аркадий Северный. 

«Одесская» версия появляется лишь к середине – концу 1950-х. Это явная стилизация под «старую блатную» песенку. Чувствуется рука опытного литератора. Наиболее ранний «одесский» вариант – подпольная запись, где актриса театра им. Пушкина Ольга Лебзак начинает танго словами «На Богатяновской открылася пивная», а затем следует текст с кафе Фанкони, красавицей Одессой и проч. Смесь французского с нижегородским.


На Аргентину это было непохоже,

Вдвоём с приятелем мы получили тоже,

И из пивной двоих нас выкинули разом –

С огромной шишкою и с фонарём под глазом.


Но почему же «одесская пивная» заменила ростовскую именно в 1950-е? Связано это с хрущёвской «оттепелью», или «эпохой раннего реабилитанса». Освобождаемая из лагерей интеллигенция несла в массы уголовно-арестантскую субкультуру – жаргон, песни, блатной фольклор. Щеголять блатными словечками, уголовными песнями считалось признаком хорошего тона. Об этом вспоминают многие, достаточно почитать хотя бы Юлия Даниэля. В 1956–1957-м снимаются запреты с феерически талантливых произведений писателей «одесской школы» – «Одесских рассказов» Бабеля, дилогии об Остапе Бендере Ильфа и Петрова, «Интервенции» Славина и т.д. Именно этот факт подтолкнул неведомого автора (или авторов) к созданию «одесской» стилизации. Потому-то филолог Андрей Синявский, который отбывал срок уже в 1960-е, вспоминает именно Богатяновскую улицу.


Среди широких масс распространяется версия об одесской пивной, в уголовном мире продолжают петь о ростовской. 0


Авторы стилизации нет-нет да и «прокалываются». Так, в более грубом ростовском варианте не существовало куплета:


Две полудевочки, один роскошный мальчик,

Который ездил побираться в город Нальчик,

И возвращался на машине марки Форда,

И шил костюмы элегантней, чем у лорда. 


В «одесском» варианте он появляется. И сразу понятно, что «уголовное танго» не могло быть написано ни до революции, ни в эпоху нэпа. Дело в том, что в царской России Нальчик был заштатной слободой! Он не имел звания города, никому в голову не пришла бы мысль там побираться, тем более ехать за семь вёрст киселя хлебать из богатой и сытой Одессы! Я не говорю уже о «машине марки Форда». Первый автомобиль в Нальчике появился в начале 1930-х и долго оставался единственным. Да, советское правительство пыталось сделать Нальчик курортом с 1920-х годов, но даже в 1937-м здесь насчитывалось всего 50 тысяч жителей и городок считался заштатным. А вот Одесса как раз была всесоюзным курортом! 

Но почему же именно в 1950-е появляется куплет о Нальчике? Да под впечатлением хрущёвского указа 1959 года о масштабном развитии всесоюзного курорта Нальчик. Утром в газете, вечером – в куплете…

Что касается «ростовского танго», его появление можно датировать достаточно точно: конец 1920-х – начало 1930-х. До революции и в первые послереволюционные годы Богатяновский спуск именовался ещё Богатянским. А в конце 1920-х в Стране Советов развивается сеть пивных как «культурных центров» для народа, именно это отражено и в ростовском танго. 

Но простим Одессе-маме её невинные шалости. Тем более в День танго…

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Старший и ведущий?
В ближайшей перспективе Министерство просвещения РФ собирается ввести в российских школах новые должности – старшего и ведущего учителя. В ведомстве п...
Журналист – это не профессия. Это приговор
Дозвольте сегодня поговорить о нашем с коллегами профессиональном празднике. Он совпадает с другим странным торжеством – старым новым годом. Российски...
Среди наших земляков немало раздвинувших границы возможного
В ростовском Доме офицеров принимали в «Боевое братство» группу афганцев Причем не наших земляков из числа шурави, которые «за речкой» рисковали собой...
Где рванет?
Помнится, в начале двухтысячных среди прогнозов на ближайшие годы и десятилетия  было четко озвучено:  грядут многочисленные техногенные ава...
Как избежать соблазнов за праздничным столом
Есть у Антона Павловича Чехова рассказ, который очень непросто читать на голодный желудок и совсем уж невозможно после череды обильных застолий. Таких...
В этом номере