Недавно девушка-кассир из магазина «Перекресток», где я постоянный покупатель, уговорила меня приобрести карту персональных скидок. Однако членом клуба я так и не стала. 

Активировать карту можно несколькими способами. Например, воспользоваться смс-услугой – сообщить номер карты из 16 цифр, свое имя и дату рождения. Однако мне это не удалось – раз за разом мне сообщали: «Сервис временно недоступен. Попробуйте отправить запрос позднее». Способ второй – зайти в личный кабинет. Однако тут потребовали не просто имя и дату рождения, но еще и фамилию. А еще – разрешение на обработку данных. Не дашь разрешения – не сможешь активировать карту.

Между тем персональные данные человека – имя, отчество, фамилия, дата рождения – находятся в России под защитой закона. Непонятно, почему я должна делиться этими сведениями, если хочу получить весьма условные скидки при покупке хлеба, молока, сыра? Кому и зачем нужны такие подробные сведения о покупателе? И почему при активации карты с помощью смс требуется указать всего лишь имя и дату рождения, а в личном кабинете – выложить более подробную информацию? И не случайно ли зарегистрироваться вторым способом легко, а первым – практически невозможно?

Все сталкивались с ситуацией, когда на электронную почту приходят рекламные предложения из организаций, о которых мы никогда не слышали, а тем более не предоставляли им свои персональные данные. Еще чаще раздаются звонки с незнакомых номеров. Называя нас по имени-отчеству, нам предлагают услуги медицинских центров, косметических и массажных салонов, сведения о распродажах, о банковских кредитных услугах. 

Выходит, наши персональные данные не такие уж и персональные? Как базы наших данных становятся общедоступными?

Недавно атаке мошенников подверглись клиенты Сбербанка. В соцсетях люди рассказывают о звонках, поступающих якобы с номеров телефонов Сбербанка (на самом деле мошенники пользуются специальным мобильным приложением, позволяющим «подделывать» номера). При этом клиентам грозят некими несанкционированными списаниями средств со счетов, требуя назвать кодовые слова. Все это выглядит весьма правдоподобно, поскольку, как оказалось, мошенники располагают полными сведениями о клиентах – не только о фамилии, имени, отчестве, но и об остатках на счетах и последних транзакциях. Между тем настоящие банковские работники никогда не звонят своим клиентам – об этом надо помнить. Защитить клиента в такой ситуации поможет звонок в Сбербанк.

Как рассказывает «Коммерсант», базой банковских данных вовсю торгуют на разных сайтах. За определенную плату – от 99 до 10 тысяч рублей – можно узнать все: наличие у человека счета в банке, полный номер банковской карты, паспортные данные владельца, включая прописку, и даже кодовое слово… О том, как Сбербанк защищает тайну вложений клиентов – отдельный разговор.

А пока непонятно другое – как, защищая персональные данные своих граждан, государство допускает, что мошенничество, основанное на владении базой персональных данных россиян, получило такой размах? И не только в банковской сфере. Быть может, стоит законодательно запретить сбор подобного рода информации в случаях, когда это не имеет принципиального значения? В продуктовых магазинах, например?

Иначе можно предположить, что там торгуют не только колбасой…