23 декабря – праздник человеческого света
Гуманизм – это чем мальчики в детстве балуются
Человеческий свет… Немного странное понятие, не правда ли? Ну, если хотите, более поэтическое, чем бытовое. Конечно, нередко приходится слышать в чей-то адрес – «он светлый человек», и в этом определении собрано всё самое положительное: добрый, душевный, готовый прийти на помощь, утешить, поддержать. Но всё это – лишь перечень славных, достойных качеств, а реально света никакого и нет. Свет – он лишь на православных иконах, и это придаёт им удивительную притягательность и глубину. Фигуры, которые заключены в потоки золотого отблеска Небесного Иерусалима, утрачивают земное тяготение и обретают невесомость. Главный светообразующий элемент в иконе – это золотой фон, но часто – жёлтый, светло-зелёный, голубой цвета. Новгородская иконопись для передачи божественных энергий использовала ярко-красный.
Однако праздник человеческого света (HumanLight), который отмечался 23 декабря, совсем не о том. Это праздник всех, кто хочет мира на Земле и доброй воли по отношению к людям. Событие это – исключительно светское и ни к какой из религий отношения не имеет.
Как раз наоборот, под знамёна человеческого света собрались большей частью атеисты – люди, которые не верят в высшие силы и Бога, подходят к жизни рационально, критично оценивают происходящие в ней события. Они исходят из того, что каждый из нас имеет право на счастье, свободу волеизъявления и самоопределения. Во главу угла они ставят самосовершенствование, интеллект, независимость суждений и поступков.
Не правда ли, вроде сам по себе посыл кажется вполне справедливым и разумным? Действительно, в основе такой системы мировоззрения лежат достоинство и ценность личности, её право на счастье и свободный поиск смысла жизни. Помочь человеку в этом может свет разума, а не божественной силы, говорят сторонники теории человеческого света. Но при этом они почему-то не замечают, что создают новую религию, которая может оказаться опаснее традиционных. Религию, основой которой являются вера в себя любимого и воспевание собственных прелестей. В этом смысле на ум приходит замечательная фраза одного из персонажей кинокомедии «День выборов»: «Гуманизм – это чем мальчики в детстве балуются». Понятно, что он перепутал. Но то, с чем он перепутал гуманизм, тоже является самоудовлетворением ради удовольствия…
Может быть, это не так? Хорошо, давайте помозгуем.
Выбегалло забегалло?
Для начала обратимся к истории праздника. Впервые о HumanLight заговорили в 2001 году гуманисты из Нью-Джерси. Сторонники философского течения, которое провозглашает высшей ценностью свободу человека, его достоинство и самовыражение, решили обратить внимание общества на ценность разума и критического восприятия мира. Идеи не теряют своей актуальности с Возрождения – времени расцвета этого мировоззрения. В 2004 году праздник официально признала Американская гуманистическая ассоциация, в которую входят агностики, атеисты и другие свободомыслящие люди. Организация является учредителем Международного этического союза и других обществ, отстаивающих право человека на самостоятельное определение формы и смысла своей жизни.
А теперь заметьте лёгкую подмену. Ассоциация, куда входят атеисты и агностики (люди, которые не отрицают существование богов, но и не подтверждают его), отстаивает право на самостоятельное определение формы и смысла человека. Но кто же против? Ведь и религию человек волен выбирать самостоятельно, даже если его в младенчестве крестили или обрезали. Или вообще отказаться от веры в Бога. Однако «вольная» «гуманистическая» организация уже как бы навязывает свой взгляд на мир, исподволь убеждая верующих, что свой религиозный выбор они сделали неверно, а разумная альтернатива их вере – некий человеческий свет.
Нет-нет, каждый вправе проповедовать то, что считает правильным. И самосовершенствование, воспитание в себе добрых качеств – что в этом дурного? Да ничего. Тем более американские гуманисты не устают заявлять, что отстаивают право человека на свободу вероисповедания либо атеистическую позицию. А праздник человеческого света – что же, он пропагандирует высшие ценности – свободу волеизъявления, определение себя как личности, которая, несмотря на социальный статус, национальность и другие характеристики, имеет право на счастье.
И всё же – почему у меня создалось устойчивое впечатление, что в празднике человеческого света что-то не так?
Да потому что он, на мой взгляд, слишком американский. На первый план ставится проблема собственного благополучия и счастья – или даже свобода, удовольствие, удовлетворение отдельной личности. А разве это плохо? – спросите вы. Разве лучше, когда в советское время свирепствовал тотальный дефицит, люди не могли в достаточной мере себя обеспечить, носились как угорелые, вечно что-то доставали из-под полы… И со свободой то же: за границу не выедешь, лишнего слова не скажи, половину достойных зарубежных авторов не издавали, музыку запрещали, со стилягами боролись… Разве неправы американские гуманисты, призывая бороться против этого?
Всё так, всё так. Но вот ведь какое дело… Кто читал сказочную повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», тот меня поймёт. Там персонаж есть любопытный – доктор наук Амвросий Амбруазович Выбегалло: «Этот Выбегалло заявлял, что все беды, эта, от неудовольствия проистекают, и ежели, значить, дать человеку всё – хлебца, значить, отрубей пареных, – то и будет не человек, а ангел. Нехитрую эту идею он пробивал всячески, размахивая томами классиков, из которых с неописуемым простодушием выдирал с кровью цитаты, нещадно опуская и вымарывая всё, что ему не подходило...». В доказательство Выбегалло заложил три экспериментальные модели: модель человека, неудовлетворённого полностью, модель человека, неудовлетворённого желудочно, и модель человека, полностью удовлетворённого.
Первая модель представляла собой «жалкое существо, покрытое язвами, как Иов, полуразложившееся, мучимое всеми известными и неизвестными болезнями, невероятно голодное, страдающее от холода и от жары одновременно». Существо «вывалилось в коридор, огласило институт серией нечленораздельных жалоб и издохло. Выбегалло торжествовал. Теперь можно было считать доказанным, что ежели человека не кормить, не поить, не лечить, то он, эта, будет, значить, несчастлив и даже, может, помрёт».
А вот вторая модель оказалась особью, удовлетворённой желудочно. Ей скормили четыре грузовика селёдочных голов, а затем вывезли за город от греха подальше (поскольку есть она не переставала), где существо благополучно лопнуло, громыхнув на всю округу.
Ну, вы поняли, о чём я. Вопрос не о счастье и свободе личности, а о том, как личность эти счастье и свободу воспринимает. Если на уровне селёдочных голов, то, неровён час, лопнет.
Павлины, говоришь?
Поймите, я не против праздника человеческого света. Просто в поисках собственной свободы волеизъявления, права на счастье и других «вкусняшек» можно очень быстро заплутать в трёх соснах. Просто нравственность, этика, человеческие традиции и моральные законы далеко не всегда могут совпадать с вашими «хотелками». Праздник человеческого света, по сути, подразумевает торжество человека-космополита, существа «без родины и флага», плывущего в поисках любой бухты, где ему тепло и сытно. Живёт такое существо по принципу «я тебя не трогаю, и ты меня не тронь». Мораль? А зачем она свободному человеку? Он может быть и педофилом, и трансгендером, и сатанистом, и кем угодно.
И подведёт под это «гуманистические принципы». Так, в ряде стран педофилию, то есть совращение малолетних, объявили не преступлением, а «формой сексуальной ориентации». Зато понятие «духовные скрепы» упорно и цинично высмеивается. Вымывается всё, что объединяет людей одной нации. Вбивается в голову молодых одно: государство мне должно, государство обязано! По сути, это правильно. Оно в большом долгу перед молодёжью. Потому что в своё время бросило её на произвол судьбы и серьёзно искалечило её представление о мире, о нравственных устоях. Вот недавно и аукнулось в ходе частичной мобилизации, когда от призыва в армию за рубеж хлынули десятки, сотни тысяч ребят.
Мы продали страну за рваные джинсы. Впрочем, джинсы тут ни при чём. Джинсы – одежда удобная. Только на душу их не натянешь.
Так почему я против праздника человеческого света? Да я не против, я только за. Но, к сожалению, мы уже не раз видели, чем такие движения оборачиваются. Те же хиппи, к примеру. Это были замечательные ребята, в стволы танков цветочки совали, водили хороводы, призывали к миру. Но США своих войн не прекращали, а хиппи тихо превращались в офисный планктон. К сожалению, в наше время гуманизм редко обходится без насилия. Добро приходится защищать.
Гуманизм, говорите? Помните товарища Сухова в «Белом солнце пустыни»: «Павлины, говоришь? Йехх!».