Дата публикации:
23 июн 2023 г.
Печальные размышления по поводу охраны исторических памятников Ростова
1893
Прошвырнёмся по Броду?
Мне тут попеняли на то, что я редко обращаюсь к социальным проблемам донской столицы и области. Замечание справедливое, спору нет. Нельзя же всё время писать, как космические корабли бороздят просторы Большого театра. И решил я включиться в повестку суровых будней. О чём бишь бурлит казачья вольница? Ну, начну, пожалуй, не с горестей степного рыцарства, а с проблем родного Ростова-папы. А одна из самых болезненных тем нынче, как оказалось, – утверждение проекта объединённой зоны охраны.Название жутковатое. Мне при упоминании зоны охраны сразу представляется периметр, опоясанный колючей проволокой, да с четырьмя вышками, где сидят «пупкари»-автоматчики. А на самом деле речь – об охране исторических памятников архитектуры. Фу ты, от души отлегло… Аккуратнее надо формулировать, господа.
Некоторые скажут – вот ещё, нашёл самую важную тему. Цены растут, людям пенсий не хватает, на границе тучи ходят хмуро – а ты нам о древних развалинах заливаешь! Не согласен. Так рассуждать могут те, кто не застал Ростова второй половины прошлого столетия, годов этак с 1950-х и до начала 2000-х. Эпохи, когда Большая Садовая ещё называлась улицей имени геноссе Энгельса. Среди продвинутой части молодёжи отрезок от Ворошиловского проспекта до Будённовского именовался тогда Бродом – сокращение от американского Бродвея. Это было излюбленное место для праздного шатания подростков и прыщавых переростков. «Прошвырнёмся по Броду?» – традиционно звучало предложение провести время в центре города.
Подобные прогулки совершенно не напоминали нынешних променадов. Во-первых, раздолбанный вдребезги асфальт заставлял постоянно глядеть под ноги, чтобы не навернуться и как минимум не расквасить нос. Во-вторых, большая часть зданий по обе стороны улицы имели такой жалкий вид, что напоминали город Дрезден после его бомбардировки безжалостной авиацией союзников. Наконец, дополню панораму штрихом уже совсем не архитектурным: на отрезке от переулка Газетного до Ворошиловского по той стороне, где находился книжный магазин «Глобус», прохожих атаковали стаи ворон, которые гадили несчастным на головы удивительно прицельно. Интересно, куда они сейчас делись?
В те времена я был молод, весел, учился в универе в корпусе на Горького и потому проводил в центре значительную часть времени. Меня тогда мало волновали перечисленные выше мелочи жизни. Ну, жуткие трещины на зданиях, ну, облупленная штукатурка, прогнившие чердаки, выбоины на тротуарах… И лишь позже, когда центральная часть Ростова была отчасти отреставрирована и приведена в порядок, я, сравнивая прошлое и настоящее, вдруг понял: Господи, как же это важно – жить не в свинарнике, не в развалинах, а наслаждаться красотой исторической части родного города…
Восстанавливать или строить заново?
Поэтому я всей душой за проект охраны и восстановления памятников архитектурной старины. Однако чем глубже начинаешь вникать в суть вопроса, тем больше пухнет голова. Во всяком случае, у меня.Сразу упрощаю содержание затянувшегося сериала. Фактически речь идёт о конфликте между сторонниками застройки городского центра высотками, с одной стороны, и защитниками неприкосновенности исторических зданий – с другой. То есть не просто неприкосновенности, а возвращении объектам культурного наследия их изначального вида. Чтобы они выглядели так же, как до эпохи исторического материализма.
Изначально охранными зонами Ростова занималось правительственное учреждение «Донское наследие». Однако общественное движение градозащитников «МойФасад» расшерстило проект «наследников» в пух и прах. Теперь схему объединённой зоны охраны объектов культурного наследия для Ростова-папы создаёт компания «Аграф» из Нижнего Новгорода. Но и её творчество не глянулось защитникам фасадов донской столицы. Да, в новом проекте выросло количество объектов культурного наследия: было 460, а теперь – 508; почти втрое увеличилось число исторически ценных градоформирующих объектов (ИЦГФО), которые тоже нельзя будет сносить – с 201 до 657.
Однако член комиссии по сохранению исторического архитектурного облика города архитектор Александр Ломтев не испытывает по этому поводу особой радости. В комментарии агентству 161. RU он сообщил, что в новом проекте странным образом название «исторически ценный градоформирующий объект (ИЦГФО)» изменилось на термин «ценные объекты историко-градостроительной среды», и теперь их разрешено сносить в случае аварийного состояния. Между тем такие постройки, как их ни называй, должны находиться в границах объединённой охранной зоны и никто не имеет права сносить их при любом раскладе: это предписывает 9-й пункт постановления Правительства РФ № 972. А в новых регламентах к «ценным зданиям» прописаны противоречивые требования. С одной стороны, «запрещён снос», с другой – «разрешён снос аварийных ценных зданий с последующим их воссозданием».
Таких зданий в Ростове – сотни. Изначально зона охраны должна была сберечь именно их – здания, которые не получили статуса объекта культурного наследия. С культурным-то наследием проще: только попробуй покуситься – получишь по рукам и по башке. Что касается «ценных зданий»… В проекте «Донского наследия» они были защищены, а теперь фактически находятся под ударом.
Ведь что значит «снос с последующим воссозданием»? Замена подлинника новоделом, бутафорией. Приятно, конечно, когда у вас в доме на стене висит репродукция Врубеля или Матисса. Но ведь чтобы посмотреть подлинник, мы идём с музей! Конечно, когда старое здание невозможно реставрировать, тут ничего не поделаешь. Однако за каждый отдельный дом, который представляет историческую ценность, надо биться до последнего.
А вот тут и встаёт главный вопрос: есть ли возможности и средства для такой борьбы? Ведь, по словам того же архитектора Ломтева, «современные принципы обращения с историческим архитектурным наследием заключаются не только в сохранении внешнего образа здания, но и в сохранении подлинных материалов, конструкций и интерьеров зданий со следами трансформаций в разные исторические периоды». Широкий замах… Швы на камзоле не треснут? Где деньги, Зин? В том-то и беда, что градозащитники справедливо выступают за возрождение ростовской архитектуры, а вопрос о средствах их как-то не особо трогает, на мой скромный взор. Типа – сохранение исторического наследия является приоритетным для администрации города, пусть она и решает.
Площадь двух Бастилий и особняк Парамонова
Ну что же, давайте посчитаем, господа состоятельные кроты. Итак, при подготовке проекта охранной зоны участники движения «МойФасад» передали «Аграфу» список из двух с лишним тысяч домов, которые считают ценными. Больше тысячи адресов составители проекта не включили. Наверняка кто-то сочтёт это поводом для возмущения. И будет в чём-то прав.Но предлагаю вам совершить небольшую экскурсию, например, по улице Тургеневской. Я хорошо помню её мезозойские развалины начала 1960-х годов, с двориками, провонявшими гнилью, с фасадами, на которые невозможно было смотреть без слёз – такие они были красивые и такие жуткие. Что же изменилось с тех пор? Ни-че-го! Вернее, всё стало хуже, кое-где ходить по тротуарам не рекомендую. И для того, чтобы отреставрировать эту улицу по рецепту архитектора Ломтева, необходимо вкачать туда годовой бюджет Ростовской области. И это ещё по-доброму.
А ведь Тургеневская – это капля в ростовском море исторической архитектуры. Так, может быть, застройщикам и защитникам как-то объединиться и поискать общие интересы именно в этом направлении? Пока же создаётся впечатление, что они, как малыши в детском саду, строят башенки из кубиков, решая, какой высоты здания можно возводить в центре, а какие запретить.
Спору нет, это важно. Но не только в этом счастье. Для справки: в объединённую охранную зону входят участки, где нельзя вообще сносить и строить новые дома – только реставрировать исторические памятники. А есть три зоны, где строительство объектов разрешено с ограничениями – соответственно высотой 24, 18 и 12 метров. И вот тут начинаются горячие споры: а зачем нам эти небоскрёбы, а они нарушают исторический облик города, а повышение высотности ведёт к переуплотнению кварталов и к коллапсу социальной инфраструктуры в центре… Опять-таки не буду дискутировать – ведёт. И это – серьёзная проблема. Только если вместо высотки в 33 метра поставить такую же в 24 метра, коренным образом это ничего не изменит. Здесь нужны другие решения, которые к охранным зонам отношения не имеют.
Упомянутый уже архитектор Ломтев в своём интервью заметил:
«– Когда мы разрабатывали проект, мы пытались сохранить масштабность исторической застройки – чтобы рядом со зданием не появился объект, который его задавит. – [Теперь] получается, что почти вся Пушкинская встанет на высоте 24 метра. Крышечкой в 24 метра мы накрываем все кварталы. Считаю, что это грубый подход и надо его подкорректировать – дать возможность сохранять масштабность исторической застройки».
Уважаемый господин архитектор, создаётся впечатление, что вы не прогуливались по Пушкинскому бульвару лет этак сто с лишком. Иначе заметили бы, что «сохранять масштабность» тут уже бесполезно. Потому как наряду, скажем, с особняком Павла Крамера (бывший Дом союза писателей и композиторов) или с особняком Николая Парамонова (нынешняя библиотека ЮФУ) прекрасно уживаются многочисленные уродливые панельные девятиэтажки и омерзительное чудовище, украшающее «Площадь двух Бастилий» – Донская публичная библиотека, творение Якова Заниса (вторая «Бастилия» находится рядом, это «Богатяновский централ» – СИЗО №1 Ростова). Так что никакие небоскрёбы бульвар уже не испоганят.
Зато чем дольше длится сериал по «защите» исторического наследия и стороны не приходят к единому мнению, тем больше возможностей у застройщиков отхватить лакомые куски в центре города. Ограничений-то пока нет. Но и это ещё не самое страшное. В обществе зреет негативное отношение к представителям организации «МойФасад» и ему подобных движений. Вот, к примеру, что пишет пользователь Интернета:
«Т.н. «защитники исторического облика» – одни из самых активных соучастников творящегося в городе бардака. Примерно в 2003-2004 годах в городе внезапно выявили огромное количество «объектов культурного наследия». Их число увеличилось примерно впятеро. Охранные зоны «памятников» накрыли весь центр, строить, соблюдая закон, стало невозможно. Министерство культуры раздуло штат под новые задачи, «защитники» стали писать обоснования для включения всё новых и новых зданий в исторические. А потом отдельно стали делать проекты по уменьшению охранной зоны для этих «объектов исторического наследия». И то, и другое небескорыстно».
Вы этого хотели, господа защитники и полузащитники? Таки вы этого успешно добьётесь.
Фото из архива «НВ»