Дата публикации:
14 июл 2023 г.
Размышления после Дня семьи, любви и верности
1775
Наш ответ «валентинкам»
День семьи, любви и верности – один из самых душевных праздников, который называют также днём памяти святых Петра и Февронии Муромских. Напомню, что ещё в 2006 году жители Мурома собрали около 20 тысяч подписей под обращением об учреждении «Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья (в память благоверных князей Петра и Февронии Муромских)». Первый День семьи, любви и верности был отмечен8 июля 2008 года благодаря Фонду социально-культурных инициатив. Причём в 2016 году депутаты Госдумы от ЛДПР Ярослав Нилов и Алексей Диденко внесли в парламент законопроект об объявлении 8 июля выходным днём. Предложение это их коллеги отклонили в первом чтении.
Но вот представьте себе: впервые как общероссийский праздник День семьи был утверждён указом Президента страны Владимира Путина только 28 июня 2022 года. Так что официально нынче мы отметили это торжество впервые. Есть повод звенькнуть бокалами. Хотя надо сказать, наш гарант немного припоздал: уже к 2016 году во многих городах России было установлено около 60 памятников князю Петру и его супруге Февронии. Рядом с одним из них меня сфотографировал в 2019 году мой сын Саша. В следующем году он трагически погиб… А чуть раньше, в 2018-м, умерла моя жена Светлана. Так что День семьи праздновать мне не с кем. Просто потому, что у меня её нет.
Извините, вспомнил не ко времени. Фотография навеяла… Не стоит примешивать своё горе к чужой радости. Сорок лет мы прожили со Светой, в апреле 2018-го отметили рубиновую свадьбу. И я каждому желаю иметь такую жену и прожить с нею вдвое больше. Жаль только, другой такой спутницы уже найти невозможно. Но спасибо Господу, что он отмерил мне столько счастья. Не всякому это даётся.
Однако вернёмся к празднику. Многие его пропагандисты продвигали муромских святых в пику Святому Валентину – покровителю влюблённых. Я считаю это неправильным. Одно другому никак не мешает. Чем больше любви и верности, тем лучше.
Что же касается Петра и Февронии, то нигде в летописях они не упоминаются. Увы, такого муромского князя в природе не существовало. Правда, некоторые отождествляют его с муромским князем Давидом Юрьевичем (правил с 1205 по 1228 год) и его супругой (Давид принял постриг под именем Петра, а о его жене неизвестно ничего, даже имени). Так что непонятно, почему Русская православная церковь в 1547 году канонизировала этих святых. Тайна сия велика есть.
Но оно нам надо? Главное, нам подарили праздник. Кстати, если в День святого Валентина принято дарить любимым открытки-«валентинки», то у нас другая традиция – посылать друг другу «февроньки» – открытки с изображением ромашек. Ромашка – символ Дня семьи, поэтому в праздник плетут венки из этих цветов и дарят любимым ромашковые букеты. Традицией стало также заключение браков 8 июля: многие ЗАГСы даже продлевают часы работы и отказываются регистрировать разводы.
На всех не накланяешься
Однако не всё так просто. Вы удивитесь, но сегодня церковь наша и некоторые блюстители православной веры стали сомневаться в святости благоверных супругов.Но всё по порядку. Единственный источник, посвящённый их житию, – «Повесть о Петре и Февронии», написанная книжником Ермолаем-Еразмом по поручению Московского митрополита Макария уже после канонизации. Правда, Еразм дал такую волю своей фантазии, вплетя в повествование сказочные и фольклорные элементы, что заказчик не решился включить повесть в «Великие Четьи минеи». Суть повести в том, что женой княжеского брата коварным образом овладел зловредный змей, за что Пётр отрубил пакостной гадине башку. Однако капли змеиной крови попали на князя, и он покрылся струпьями. Лечить его взялась крестьянская дочь Феврония, но за это потребовала, чтобы князь на ней женился. Однако излечившийся Пётр не исполнил клятвы – и вновь покрылся струпьями. Короче, свадьба состоялась, хотя и со скандалом, супругам пришлось покинуть Муром. потом они возвратились, жили счастливо, но детей не нажили и приняли постриг – естественно, в разных монастырях. Интересно, что Пётр в повести принял постриг под именем Давида – в противоположность реальному князю Давиду, который как раз постригся в монахи под именем Петра.
Князь и княгиня, будучи уже монахами, молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, для чего заранее была выдолблена гробница из одного камня – с тонкой перегородкой. Скончались они и впрямь в один день. А вот тут начались чудеса совсем не православные. Поскольку похороны двух покойников в одном гробу противоречили православным канонам, Петра и Февронию (или по-монашески Давида и Евфросинью) вопреки завещанию положили в разные домовины. Однако наутро они оказались вместе в том самом каменном гробу, как и желали при жизни. Их вновь разлучили – однако покойные наутро опять лежали вместе. То же повторилось и в третий раз. Священников это малость напугало, и они махнули рукой на традицию: ну вместе так вместе. Настаивать не будем.
Уже одно это должно было напрячь церковников ещё в царствование Иоанна Грозного, когда возникла «Повесть о Петре и Февронии». Но они отнеслись к подобной вольности как-то уж очень равнодушно. Зато теперь Русская православная церковь заявляет, что категорически не приветствует праздник святых супругов, поскольку в церковном календаре эта дата выпадает на период Петрова поста, когда запрещено совершать таинство брака. Священники для бракосочетаний предлагают 13 сентября – дату обретения мощей Петра и Февронии.
Да дело не только в этом. Филолог, социолингвист, главный редактор интернет-портала «Православие и мир» Анна Данилова приводит и другие возражения защитников православной веры и «нравственной чистоты»:
«Во-первых <…> Феврония, дескать, женила Петра практически насильно, да ещё и сама первая замуж потребовала, это вам не родители благочестиво сосватали. Во-вторых, вроде бы детей у них не было: ну какая без детей православная семья? Ну и вообще, память их празднуется постом, а венчать постом не положено, какой тут семейный праздник?! Вот бы взяли Кирилла и Марию Радонежских – у них всё честь по чести: многодетные, память – не постом и жили душа в душу».
Как гласит русская поговорка: «На всех не накланяешься»…
Мы катимся на дно демографической ямы
Да что мы всё об истории? Куда важнее коснуться нынешних проблем семьи, брака. И вот тут я хотел бы обратиться к статистике. Чтобы определить, насколько больно или здорово наше общество, сопоставим количество браков и разводов.Сначала в целом по России. Если верить родному Росстату, на конец 2022 года показатели такие:
– браков – 1 053 884;
– разводов – 683 111.
Печально, конечно, что разводов много, но всё же семьи распадались почти вдвое реже, чем создавались. Однако на апрель нынешнего года соотношение совсем другое:
– браков – 219 860;
– разводов – 216 180.
То есть чаши весов практически уравновесились!
И это характерно не только для России в целом. Обратимся к нашей Ростовской области. Итак, 2022 год:
– браков заключено – 29 449;
– распалось – 20 136 семей.
Уже тревожно, разница-то невеликая. Но дальше – больше. По данным на апрель 2023 года (более поздних пока нет), количество браков и разводов на Тихом Дону составляло:
– браков – 6 696;
– разводов – 6 142.
Это что же деется, громадяне?! Сегодня создали крепкую российскую семью, а завтра, как говорится, попка о попку – и врозь. Бред какой-то…
Такое впечатление, что молодые семьи даже детей не успевают завести перед тем, как разбежаться. Впрочем, надо учитывать и ненормальное течение «чайлдфри», то есть «свободные от детей». Это когда женщины, а нередко и семейные пары, категорически отказываются иметь ребёнка – либо по убеждениям (желание пожить в своё удовольствие, сделать карьеру и проч.), либо из-за материальных трудностей. Даёт о себе знать и «демографическая яма». Об этом часто говорят, но мало кто представляет, что это такое. Обратимся к демографу Алексею Ракше:
«Число женщин репродуктивного возраста в России падает с 2010 года с ускорением – это эхо демографического кризиса 1990-х. С 1987-го по 1999-й число родившихся в РСФСР, а потом в Российской Федерации сократилось вдвое: с 2,5 до 1,25 млн человек в год. В 90-е и начало нулевых рождалось мало девочек, которые сейчас выросли и могут родить.
В 2030 году женщин основного детородного возраста будет на 40 % меньше, чем в 2010-м. Даже если бы рождаемость осталась на уровне 2019–2022 гг., то к 2030 году в России рождалось бы не более 1,1–1,15 млн детей в год.
Теперь разберёмся, что с рождаемостью на одну женщину. Она у нас падает с осени 2016 года. Первый обвал случился из-за неопределённости с продлением маткапитала: после 2016-го программу могли отменить, а продлили её лишь в декабре 2015 года. В итоге получили обвал рождаемости в 2017 году как реакцию на непоследовательность демографической политики. И это помимо отложенной реакции на экономический кризис и падение доходов населения в 2014–2016 годах».
Если так продолжится, утверждает демограф, то к концу века в России будет жить менее 100 миллионов человек. Уже сейчас ситуация не особо радует. Вот демографические сведения по России на конец 2022 года:
– рождённых – 1 856 000;
– умерших – 2 023 900;
– естественный прирост – отрицательный: минус
167 900. Правда, на этот раз выручила миграция, которая дала прирост: плюс 227 800 человек.
И это несмотря на то, что число умерших в нашей стране постоянно сокращается. Конечно, количество граждан нашей страны может прирасти в результате присоединения новых территорий в ходе специальной военной операции на Украине. Однако это мало успокаивает.
Я не размышлял о морально-этических проблемах, всего лишь привёл голые факты. Праздник праздником, но не стоит забывать и о буднях.
А они, к сожалению, суровые…