Как-то я попросила Алису, доставшую своей болтовней, закрыть рот. На что она ответив: «Фу, как неприлично». Алиса - нейросеть Яндекса, голосовая умная колонка, которая выполняет разные команды. К примеру, включать и выключать свет, электрический чайник, компьютер. Если попросить - включит нужную музыку или песни любимой группы. Словом, такой универсальный помощник в доме.
Вообще у Алисы два режима работы. С одной стороны, она находит информацию, открывает разные приложения, выстраивает маршрут и т. д. С другой, выполняет функцию «нейросетевой болталки» - поддерживает разговор с пользователем на ту или иную тему. Однако те, кто пользуются умной колонкой Яндекса, жалуются, что она часто тупит, выполняет команды с третьего раза, ошибается в ответах. Последний такой случай с Алисой произошел совсем недавно. На вопрос ребенка о том, почему Маша (персонаж мультика «Маша и медведь») живет одна, Алиса отвечала, что «она всего лишь призрак убитой девочки и именно поэтому она не растет, и видеть ее могут только животные. Родители же не смогли выдержать потери ребенка и уехали, оставив пустой дом. А мучает Маша медведя потому, что он и лишил ее жизни». Такое толкование пугает не только детей, но и родителей. Ответ Алисы попал в Интернет. После критики в адрес Алисы Яндекс исправил некорректный ответ, и теперь умная колонка ошибок не допускает.
К чему я веду? К тому, что уже в этом году в отечественные школы придут на помощь учителям помощники типа Алисы. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов не раз заявлял о возможности перехода на авторежим проверки домашнего задания, которая будет осуществляться на электронной платформе. Эта идея целиком отвечает стратегии «Цифровая трансформация образования», размещенной на сайте образовательного ведомства. Планируется в 2024 году осуществить автоматизированную проверку домашних заданий, которые возможно проверить с использованием интеллектуальных алгоритмов, а уже к 2030 году 50% домашних заданий должны будут проверяться автоматически с использованием экспертных систем искусственного интеллекта.
То есть ИИ поможет разгрузить учителей. Кстати, согласно статистике, 60% педагогов называют проверку тех же контрольных самым трудоемким процессом в работе. К примеру, китайские «айтишники» создали нейросеть, которой пользуются около сотни тысяч преподавателей. Программа функционирует как мобильное приложение с камерой. Нужно только навести объектив на письменную работу, чтобы ИИ считал ее, выявил ошибки и представил результат. В Австрии 44% преподавателей используют в работе популярную нейросеть ChatGPT. Мы тоже используем этот сервис. Во всяком случае, по исследованиям платформы «Профи.ру», он в ходу у 20% репетиторов.
Недавно на одной из конференций по искусственному интеллекту был представлен сервис AIJourney демо AI-Tutor. Система способна заменить собой репетитора и разгрузить родителей, которые помогают детям с уроками. Такая программа научит ребенка самостоятельно мыслить и рассуждать. Если ученик что-то не понял, ИИ выяснит, что именно, и задаст наводящие вопросы, приведет примеры, объяснит столько раз, сколько нужно, теми словами и на тех примерах, которые будут максимально понятны ребенку. «Фактически это полноценный собеседник, так как общаться с сервисом ребенок будет голосом, - цитирует «ГАЗЕТА.RU” Андрея Комиссарова, ведущего эксперта образовательных проектов и практик, руководителя направления цифровых продуктов образовательной экосистемы «Самолетум» .
Словом, ИИ это - сплошные «плюсы». А вот педагоги считают «минусы» работы такого «коллеги». Во-первых, ИИ никогда не заменит учителя. Потому что к каждому ученику у него свой индивидуальный подход. Не робот, а учитель способен не только оценить знания ребенка, но и его особенности, достижения. Во-вторых, нестандартное, но правильное решение задачи нейросеть может расценить как ошибку. Хотя это не является ошибкой! В-третьих, живое общение с учителем дает ученику больше, чем «общение» с ИИ. Робот, в отличие от человека, не в состоянии мыслить творчески. Не способен сочувствовать, сопереживать. Как раз сегодня этих качеств не хватает нашим детям. В-четвертых, если домашние задания будут выполняться в компьютере, то дети просто разучатся писать. Известно же, что письменная работа развивает моторику, а она, в свою очередь, положительно влияет на мозг. При «цифре» моторика будет сведена до минимума. О последствиях догадывайтесь сами. Можно и дальше перечислять приводимые педагогами аргументы не в пользу искусственного интеллекта.
И все же, со временем ИИ займет свое место в образовательном пространстве. Каким образом это будет происходить, узнаем потом. Но уже сейчас нужно задуматься над тем, как сделать, чтобы внедрение нейросети в школах не повредило естественному интеллекту наших детей, не «подменило» его «искусственным».