Областной бюджет, межбюджетные отношения, программа социально-экономического развития на предстоящее трехлетие… Вопросы, рассмотренные в минувшую пятницу на 51-м заседании донского парламента, вполне можно отнести к стратегическим, определяющим развитие области на достаточно длительный период.

Общая парламентская практика обсуждения подобных вопросов сложилась давно. Ничего не принимать «с голоса» — вот ее основной принцип. Каждый пункт, каждая цифра должны быть обоснованы, посчитаны и записаны на бумаге. Эмоции также весьма желательно исключить.

Но слаб человек. Даже если это человек с депутатским мандатом. И вот уже руководитель парламентской фракции компартии Е. Бессонов, поднявшись в ходе первого чтения проекта бюджета следующего года на трибуну Законодательного собрания, кидает в зал изумительные цифры, из которых следует, что мы и раньше никогда хорошо не жили, а теперь живем еще хуже. Как бы эффектно это ни звучало, но, хотя и не сразу, а понимаешь: в данном случае произвольные цифры — как бы это помягче выразиться? — обслуживают курс парламентской оппозиции. Курс, который выражается незамысловатой формулой «чем хуже, тем лучше».

А что такого рокового в проекте бюджета, что, согласно лидеру депутатов-коммунистов, он, будучи принятым, обречет нас на нищету и прозябание? На этот вопрос ответа дано не было. Разве что прозвучали слова о необходимости изменить саму бюджетную концепцию. Как всегда, оппозиция смотрит на вещи глобально.

Но «изменить концепцию» — значит начать всю работу над бюджетом заново. Как раз в тот момент, когда ее пора заканчивать… Интересно, где были коммунисты — члены бюджетного комитета, когда верстка бюджета только начиналась?

На этапе работы с бюджетом в комитетах отбрасываются все привходящие моменты политического свойства, речь идет исключительно о финансовой целесообразности. А значит, принимаются и рассматриваются все предложения. Так, по крайней мере, происходит во всех парламентах мира. Надо думать, что донской парламент не исключение.

Вот и теперь депутаты во взаимодействии с областным минфином сумели получить на выходе вполне работоспособный законопроект, который можно охарактеризовать как шаг вперед по сравнению с бюджетом прошлого года. Доходы должны вырасти и составить 112,1 млрд. рублей. Таким же предусмотрен и размер расходов. То есть бюджет задуман как бездефицитный. Но поскольку бюджет пока прошел только первое чтение, ко второму и окончательному параметры могут измениться. Да и в ходе исполнения могут возникнуть как дефицит, так и профицит. Объективные социально-экономические условия тоже говорят об оптимистическом или, как его более сдержанно называют, активном сценарии развития.

Именно такой сценарий положен в основу программы социально-экономического развития Ростовской области на ближайшие четыре года. Председатель парламентского комитета по экономической политике А. Харченко охарактеризовал этот документ, как затрагивающий «все сферы жизни, начиная от социальной политики и заканчивая экономическим развитием». В программе воплощены положения, закрепленные стратегией развития донского края до 2020 года, и намечены пути достижения поставленных целей.

Документ содержит 149 проектов. В результате реализации многих из них до конца 2016 года на Дону должны появиться более 30 тысяч рабочих мест.

Повторим: в таких тонких материях, как развитие экономики и общества, нужны четкие критерии. Здесь не грех и «в столбик» посчитать, и несколько раз перепроверить расчеты. Тогда доводы — даже критические — вполне убедительно прозвучат. Как прозвучали они, скажем, у другого коммуниста — депутата А. Дедовича, выразившего сомнение в пути, которым сегодня у нас хотят повысить среднюю зарплату учителей. Можно, конечно, говорить о некотором сгущении красок, но нельзя не видеть, что опасности, на которые указал депутат, вполне реальны и способны, если их игнорировать, снова вернуть зарплату педагогов на прежний фактический уровень в 10 тысяч рублей. Пусть даже абсолютные цифры при этом и другими окажутся.

Вернемся к ключевому для пятничного заседания Законодательного собрания вопросу о бюджете. Первое чтение законопроект прошел. Сейчас начнется активное накопление поправок и дополнений. Их предстоит систематизировать, обсудить и скомплектовать пакет тех, что будут вынесены на окончательное чтение. Ждать его недолго.