Областной бюджет, межбюджетные отношения, программа социально-экономического развития на предстоящее трехлетие… Вопросы, рассмотренные в минувшую пятницу на 51-м заседании донского парламента, вполне можно отнести к стратегическим, определяющим развитие области на достаточно длительный период.
Общая парламентская практика обсуждения подобных вопросов сложилась давно. Ничего не принимать «с голоса» вот ее основной принцип. Каждый пункт, каждая цифра должны быть обоснованы, посчитаны и записаны на бумаге. Эмоции также весьма желательно исключить.
Но слаб человек. Даже если это человек с депутатским мандатом. И вот уже руководитель парламентской фракции компартии Е. Бессонов, поднявшись в ходе первого чтения проекта бюджета следующего года на трибуну Законодательного собрания, кидает в зал изумительные цифры, из которых следует, что мы и раньше никогда хорошо не жили, а теперь живем еще хуже. Как бы эффектно это ни звучало, но, хотя и не сразу, а понимаешь: в данном случае произвольные цифры как бы это помягче выразиться? обслуживают курс парламентской оппозиции. Курс, который выражается незамысловатой формулой «чем хуже, тем лучше».
А что такого рокового в проекте бюджета, что, согласно лидеру депутатов-коммунистов, он, будучи принятым, обречет нас на нищету и прозябание? На этот вопрос ответа дано не было. Разве что прозвучали слова о необходимости изменить саму бюджетную концепцию. Как всегда, оппозиция смотрит на вещи глобально.
Но «изменить концепцию» значит начать всю работу над бюджетом заново. Как раз в тот момент, когда ее пора заканчивать Интересно, где были коммунисты члены бюджетного комитета, когда верстка бюджета только начиналась?
На этапе работы с бюджетом в комитетах отбрасываются все привходящие моменты политического свойства, речь идет исключительно о финансовой целесообразности. А значит, принимаются и рассматриваются все предложения. Так, по крайней мере, происходит во всех парламентах мира. Надо думать, что донской парламент не исключение.
Вот и теперь депутаты во взаимодействии с областным минфином сумели получить на выходе вполне работоспособный законопроект, который можно охарактеризовать как шаг вперед по сравнению с бюджетом прошлого года. Доходы должны вырасти и составить 112,1 млрд. рублей. Таким же предусмотрен и размер расходов. То есть бюджет задуман как бездефицитный. Но поскольку бюджет пока прошел только первое чтение, ко второму и окончательному параметры могут измениться. Да и в ходе исполнения могут возникнуть как дефицит, так и профицит. Объективные социально-экономические условия тоже говорят об оптимистическом или, как его более сдержанно называют, активном сценарии развития.
Именно такой сценарий положен в основу программы социально-экономического развития Ростовской области на ближайшие четыре года. Председатель парламентского комитета по экономической политике А. Харченко охарактеризовал этот документ, как затрагивающий «все сферы жизни, начиная от социальной политики и заканчивая экономическим развитием». В программе воплощены положения, закрепленные стратегией развития донского края до 2020 года, и намечены пути достижения поставленных целей.
Документ содержит 149 проектов. В результате реализации многих из них до конца 2016 года на Дону должны появиться более 30 тысяч рабочих мест.
Повторим: в таких тонких материях, как развитие экономики и общества, нужны четкие критерии. Здесь не грех и «в столбик» посчитать, и несколько раз перепроверить расчеты. Тогда доводы даже критические вполне убедительно прозвучат. Как прозвучали они, скажем, у другого коммуниста депутата А. Дедовича, выразившего сомнение в пути, которым сегодня у нас хотят повысить среднюю зарплату учителей. Можно, конечно, говорить о некотором сгущении красок, но нельзя не видеть, что опасности, на которые указал депутат, вполне реальны и способны, если их игнорировать, снова вернуть зарплату педагогов на прежний фактический уровень в 10 тысяч рублей. Пусть даже абсолютные цифры при этом и другими окажутся.
Вернемся к ключевому для пятничного заседания Законодательного собрания вопросу о бюджете. Первое чтение законопроект прошел. Сейчас начнется активное накопление поправок и дополнений. Их предстоит систематизировать, обсудить и скомплектовать пакет тех, что будут вынесены на окончательное чтение. Ждать его недолго.