Много лет назад константиновские казаки в цветущей балке за городом, где испокон веку пасли коров, вырыли и обустроили колодец, чтобы скотину поить. Трава в балке росла в пояс, и ее хватало не только для пастьбы, но еще на сено на зиму. Все изменилось несколько лет назад, с того момента, как на окраине города поселились выходцы из Дагестана, вместе с которыми прибыла целая отара овец — голов 500. С того момента стадо коров заметно поредело, а овечья отара все прибывает. С чем константиновские казаки в корне не согласны. В «Наше время» они обратились в тот момент, когда, по их мнению, пришел «край»: пастбище практически угроблено.
Овца против коровы
Чем же овцы константиновцам помешали? Да тем, что корова овце на пастбище не соперница.
Вы не смотрите, что корова и по массе крупнее, и рога у нее длиннее и острее, чем у овцы. Но в плане выживания и в борьбе за пастбище корова овце всегда проиграет, рассказал мне при встрече юрист Константиновского казачьего общества Борис Петренко. Практический опыт в животноводстве он получил еще в детстве вместе с дедом пас овец в Калмыкии.
Всегда существовало неписаное правило, и в советское время тоже: овцы пасутся отдельно от коров. Потому что овца, когда поедает траву, рвет ее. И если корень ослабленный, как это бывает ранней весной, зимой, поздней осенью, то овца рвет траву с корнем, поясняет Борис Константинович. Вот и получается, что если выгонять овец на пастбище до срока и пасти практически всю зиму, как это делают хозяева отары, прибывшей в город Константиновск, то пастбище превращается в черные земли
Когда мы предложили хозяевам отары оформить законно пастбище для пастьбы овец в районе есть места, где их можно пасти, что и делали собственники мелкого рогатого скота в прежние годы, они ответили, что это не наше дело, что они все уже решили, добавляет атаман Константиновского юрта Андрей Зеленукин.
Тогда обратились владельцы коров в прокуратуру Константиновского района, к главе районной администрации Б. Хлопяникову с письмом, в котором описали сложившуюся ситуацию.
После этого обращения несколько месяцев прошло, а ситуация только усугубляется. В марте состоялось заседание весьма представительной общественной комиссии: в ее составе заместитель главы администрации Константиновского городского поселения, начальник отдела участковых уполномоченных полиции, главный государственный ветеринарный инспектор главный ветеринарный врач Константиновского района, атаман городского казачьего общества и атаман Константиновского юрта. Пригласили на комиссию представителя возмущенных горожан В. Цыбко и собственницу отары П. Магомедову. Работала комиссия, как и положено, десять человек побывали на месте конфликта: на подворье Магомедовой, на пастбище, где в марте уже находились овцы. Выяснили, что П. Магомедова и члены ее семьи прописаны в хуторе Гирино Тарасовского района. На собственном подворье в Константиновске содержится около 600 овец. На земельный участок, на котором пасутся овцы, и где производится водопой, договора аренды нет. Есть только право на три гектара земли. Но разве на них столько овцы выпасешь?
Магомедова получила предписание комиссии: выпас овец в балке прекратить. Заключить с администрацией договор об аренде земельного участка, предназначенного для выпаса овец. Определить границы пастьбы животных в соответствии с нормативами, утвержденными постановлением правительства Ростовской области от 7 февраля 2013 года №55 «Об установлении нормативов (норм) нагрузки сельскохозяйственных животных на единицу площади пастбищ в Ростовской области». Члены комиссии также обратились в администрацию района с просьбой предотвратить межнациональный конфликт.
В чужой монастырь
Но, по большому счету, сами казаки межнациональным этот конфликт не считают. Это самый обычный спор хозяйствующих субъектов, в котором один новоиспеченный субъект не признает прав другого коренного населения. Остается выяснить: откуда у первого субъекта чувство полной безнаказанности?
Александр Денисов атаман города Константиновска уверен, что районные власти, если бы хотели, проблему бы решили.
У нас в области законы для всех писаны, кто на нашей территории проживает, рассуждает Александр Петрович. Недавно я принимал участие в «круглом столе» в правительстве области, где обсуждали конфликты на общественных пастбищах, так сошлись во мнении, что нарушители люди, которых сама местная власть и привечает, те же главы районов, начальники милиции и прокуроры.
А как иначе объяснить, что районные власти владельцам отары не указ? ставит вопрос атаман Константиновского юрта Андрей Зеленукин. Пастбищный сезон должен начинаться с 15 апреля до этого срока выпасы не разрешены.
Прежде чем скот выйдет на пастбище, ветеринарные специалисты проводят его вакцинацию, берут кровь на анализ, а разрешение на выгул скота дает местная администрация. Но хозяева отары живут по своим законам. Когда комиссия приехала к ним на базу, не увидела и следов сена, которое должно было остаться с зимы. Понятно, что единственный выход сохранить стадо пасти овец зимой.
У нас уже были спорные ситуации, которые заканчивались враждой, обидами, драками. К чему приведет этот конфликт? задает вопрос Андрей Владимирович. Ведь несколько десятков семей останутся без коров, дети без молока. Если человек держит сегодня корову, то не от хорошей жизни: нет работы или заработок невысокий, а детей кормить надо. Хозяева отары тоже говорят о своем праве: «У нас есть дети, мы их будем кормить». Но давайте уважать друг друга. В Константиновске есть фермер, который держит большую отару овец. Но угоняет их далеко от тех мест, где пасутся коровы.
Я много лет проработал в колхозе главным ветеринарным врачом, говорит Владимир Цыбко, чья подпись стоит под заявлением в органы власти и правопорядка. У нас овец было 9 тысяч голов, и пастбища для овец выделяли отдельное на солонцах, там, где полынь да кермек растут. И здесь в округе можно места найти, где ущерба от отары никому не будет. Но почему ее хозяин считает, что они вправе идти наперекор общепринятым правилам, не уважать наши местные традиции? Смотритель города есть такая должность в администрации Константиновска оштрафовал владельца отары на 1500 рублей, а тот написал заявление в прокуратуру, что его незаконно оштрафовали. И неизвестно, чем дело кончится.
Здесь «спор» зашел далеко
В конце апреля мы побывали в балке и убедились, что и предписание комиссии хозяева отары оставили без внимания. В бинокль хорошо были видны овечки, разгуливающие по склонам и дорывающие оставшуюся траву. Что мы увидим здесь через
Поднимаемся на пригорок, где на отдых расположилось небольшое стадо коров.
Я коз держу. Люди увидели, что я их по утрам пасу, стали уговаривать пасти заодно и коров, рассказала нам Татьяна, попавшая в пастухи
Когда овцы только появились, два стада соседствовали мирно. Территорию балки условно поделили: овцы в одной стороне паслись, коровы в другой. Но за три года круглогодичной пастьбы овечки свое пастбище перевели, травы там уже мало. И стали пастухи отару гонять на чужую половину по тем местам, где коровы ходят. А для буренок это беда.
Я скоро пасти коров откажусь, говорит Татьяна. Гоню стадо, а пастухи с отарой нам путь преградили и не пускают. Пока овцы не напаслись, мы стояли и ждали. А что после них коровам остается? Корова ведь не гусь. Это гусь травку щиплет, а корове нужна трава высокая. И на водопое пастухи овец себя ведут так, словно это они его построили. Я в корыто воду для коров наливаю, они в него песок сыпят.Овец поят, после них в поилке на дне шерсть с песком пополам. Корове такой подарок в желудок попадет, там и останется. И будет буренка молоко убавлять, болеть, пока хозяева от нее не избавятся. Молча беру и все выгребаю из корыта, мою в трех водах. А если я им
На ту сторону балки, где ходят овцы, страшно смотреть
От корыта запах овцы, надо снова все мыть говорит Татьяна и идет к колодцу набирать воду. Напоив коров из ведра, возвращается к прерванному разговору. Одно пастбище загубили за наш участок принялись. И ведь ничего доброго на этой земле не вырастет разве что бурьян
Затяжной конфликт может стать серьезной причиной для большого раздора. А власти его не могут