Все, о чем мы вам сейчас расскажем, многие именно так и воспримут. Ведь известно, что многие наши чиновники, даже высокого ранга, компьютером пользоваться не умеют. Но сегодня сам президент имеет собственный блог и активно в нем общается.

Так что если хотите соответствовать уровню нового подхода к управлению, не надо, как это было в прежние времена, «брать в руки теннисную ракетку» или «становиться на горные лыжи». Садитесь за компьютер и в режиме «он лайн» решайте доверенные вам проблемы.

В Октябрьском районе Ростовской области внедряется электронное правительство. Аппарат администрации района обучают серьезно: начиная с азов до высоких технологий. На прошлой неделе лекцию-презентацию внедрения электронного муниципалитета чиновникам прочитал руководитель аппарата Думы Ханты-Мансийского автономного национального округа кандидат экономических наук Виталий Бахирев.

Почему — представитель Ханты-Мансийского округа? Да потому, что это самая продвинутая территория, в которой максимально используются возможности электронного управления. Там уже два года, как принят закон «О качестве жизни». Что очень тесно связано одно с другим. Именно внедрение электронного управления муниципалитетами помогает этот закон реализовать. Следом за Ханты-Мансийским округом идет Татарстан. Ростовская область на 1 июня 2010 года — на 8-м месте в России по уровню внедрения электронного правительства. Но процесс его создания предполагается ускорить. Губернатор Василий Голубев поставил задачу: к 2014 году создать единую систему электронного документооборота и делопроизводства органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Для жителей Ростовской области эта система — удобный механизм решения многих проблем. Появится возможность отправить заявление (или запрос) в ту или иную инстанцию с личного компьютера или из специально созданных для таких целей многофункциональных центров. В режиме реального времени можно проследить за прохождением своего запроса в ведомстве, получить ответ или электронную справку по системе электронного «единого окна», обратиться в единый центр телефонного обслуживания… Современные информационные технологии позволят регистрировать недвижимость, получать лицензии, приватизировать земельные участки, оформлять льготы, получать субсидии и консультации без очередей, порой даже при помощи Интернета, не выходя из дома.

Но это всего лишь малая толика возможностей электронного правительства.

По замыслу разработчиков, в ближайшие несколько лет общероссийский портал должен стать одним из основных каналов получения государственных услуг. И районные муниципалитеты обязаны вписаться в эту систему.

Не надо комплексовать!

Я не уверена, что буквально все задуманное случится очень скоро. В Югре на это ушло 12 лет! Недавно в Интернете прошла информация о том, как гражданин, возжелавший воспользоваться современными технологиями, три месяца переписывался с чиновниками, пытаясь получить загранпаспорт. Потом пошел по кабинетам своим ходом.

Но, обращаясь к участникам презентации — работникам различных отделов администрации, представителям федеральных ведомств, глава района Евгений Луганцев убеждал: «Не надо комплексовать! Кому-то все еще сложно стать обычным пользователем. Кто-то уже делает успехи в освоении новых технологий управления. Но все должны понимать, что другого пути нет. Без этого мы безнадежно отстанем от жизни и не справимся с теми задачами, решать которые заставит нас время. За три года мы должны не просто научиться, а достичь хорошего уровня в работе по системе электронного муниципалитета».

Надо сказать, что большей части населения тоже было бы неплохо для собственного удобства освоить некоторые азы электронного общения.

Тем более что оно с каждым годом будет предоставлять нашим гражданам массу возможностей решить свои экономические проблемы. К примеру, многие хотели бы летать в Москву за тысячу рублей. Учитесь! Сегодня это могут сделать те, кто в состоянии заказать билет через Интернет.

Надо думать, что вслед за чиновниками в Октябрьском районе организуют курсы и для тех, кто будет их «бомбить» своими запросами. Вот так и возникнет обратная связь.

Кому картошку, помидоры?

Не за горами тот день, когда торговать на рынке владельцы личных подсобных хозяйств будут лишь в случае ностальгической потребности пообщаться с покупателями вживую.

Осваивать работу в режиме «онлайн» будут не только чиновники, но и крестьяне. Октябрьский район посетили представители бельгийской компании «Оксис» и российской компании  «Национальный экспертный центр». Гости изучали возможности создания в Октябрьском районе аукциона по продаже овощей и фруктов. Он предусматривает организацию продажи произведенной продукции непосредственно розничным сетям и другим потребителям, минуя промежуточные звенья. Бизнесмены ознакомились с районом, посетили ряд предприятий, ЛПХ, Донской государственный агроуниверситет. В результате встреч и переговоров было подписано соглашение между компанией «Оксис» (Бельгия) и «Национальным экспертным центром» (Россия).

— Аукцион будет расположен в станице Кривянской — «помидорной столице» Дона, — поделился планами Евгений Петрович Луганцев. — И каждый владелец ЛПХ сможет в режиме «онлайн» продать продукцию, выращенную на подворье. А администрация района все муниципальные закупки будет совершать именно на этом аукционе, где не будет ни одного шанса хоть как-то нарушить правила игры.

Луганцев понимает, что работа предстоит большая: надо менять под систему нового электронного управления законодательную базу — как минимум принять до трех десятков постановлений на уровне района.

— Но без этого мы не сможем продвинуться к созданию реестра граждан, электронных социальных карт, которые дадут возможность оперативно решать наши насущные проблемы. Тем более что с 1 июля 2010 года чиновники должны отвечать не только на письменные, но и на все устные обращения граждан. Без электронного правительства мы все просто потонем в бумагах, — уверен Луганцев. Потому и спешит.