В субботу в Ростове официально открыли новый мост через Дон

Всего неделю мост проработал в тестовом режиме, но сразу же начал врастать в транспортную систему мегаполиса, определяя новый этап его развития. Как заметил донской губернатор Василий Голубев, «этот мост — еще и будущее».

О будущем шла речь на совещании, которое министр транспорта России Игорь Левитин провел перед церемонией ввода в строй нового моста. Ориентиры известны и заданы крупными спортивными событиями, которые непосредственно коснутся Южного региона и его столицы — Ростова. В частности, это мировое футбольное первенство 2018 года, ряд игр которого должен пройти в Ростове. Кардинальные перемены в транспортной инфраструктуре — одно из необходимых условий подготовки к соревнованиям такого масштаба.

Министру Левитину в прошлые свои приезды не раз приходилось остужать горячие головы, готовые решать транспортные проблемы без оглядки на реалии. Так, известен его осторожный подход к идее строительства аэропорта «Южный хаб» в Батайске. Левитин не скрывал сомнений по поводу этого решения даже тогда, когда его коллеги по правительству давали «добро» на появление «Боингов» над Батайском.

Сегодня уже очевидно: «Боинги» над этим пригородом Ростова не полетят. Эксперты порекомендовали расположить хаб в районе станицы Грушевской. На этой площадке и близлежащая застройка не столь плотная, и объектов, подлежащих переносу, немного. И что немаловажно: туманы редки, и подтопления будущей взлетке не грозят. Так что, скорее всего, строить самый крупный на Юге России аэропорт начнут между Новочеркасском и Шахтами.

Но когда это произойдет, И. Левитин предпочел не уточнять. Лишь заметил:

— Дай бог, чтобы к 2018 году что­то появилось. Но это если все здесь присутствующие за лопаты возьмутся…— И еще раз напомнил о необходимости продолжения реконструкции существующего Ростовского аэропорта.

Столь же сдержанно министр отнесся и к проекту ростовского метро, указав на дороговизну и ряд технических сложностей его реализации. И отметил: бюджетное финансирование не предусмотрено. А, по мнению И. Левитина, стоит еще раз изучить варианты решения транспортной проблемы Ростова. В частности, роль метро мог бы выполнить скоростной трамвай. Идея вполне здравая, и непонятно, почему у нас до сих пор никого не заинтересовал опыт соседнего Волгограда.

Министра можно понять: именно ему придется либо давать «добро», либо решительно отказывать в выделении средств. Поэтому и задавались им то и дело вопросы типа «сколько стоит?» и «насколько целесообразно?». Этих вопросов не выдержала идея строительства Багаевского гидроузла на Дону. Тридцать миллиардов — ориентировочная стоимость объекта — по оценке И. Левитина, «очень большие деньги».

И в то же время «консерватор» Левитин сам завел разговор о необходимости строить в центре Ростова еще один мост через Дон. Согласился московский гость и с необходимостью продолжать строительство объектов, связанных с новым ростовским мостом. Речь идет о шестиполосном участке, который будет врезаться в автодорогу «М­4 Дон», также реконструируемую сегодня. Это вторая очередь проекта, без чего полноценная работа только что введенного моста невозможна. Пока устроенные в его районе развязки — это во многом искусственные транспортные решения.

Пропускная способность нового моста — до 60 тысяч автомобилей в сутки. Это как три Ворошиловских моста. Ростовский «Мостоотряд­10» возвел объект всего за три года. И это при том, что, по словам

И. Левитина, строительство таких объектов нередко тянется у нас по 15 — 20 лет…

На церемонии открытия моста звучали фамилии тех, благодаря кому стали возможными столь рекордные сроки. И вполне справедливо, что вместе с первым губернатором области Владимиром Чубом, добивавшимся финансирования строительства и постоянно державшим ход работ на контроле, на церемонию были приглашены те, кто возвел это сооружение. Старший прораб Эдуард Покровский, прораб Дмитрий Лиховидов, электросварщик Андрей Галкин, монтажник Александр Мендрух, руководитель ростовской Дирекции по строительству объектов развития транспортной инфраструктуры Михаил Овчинников… Они вместе с другими специалистами были поощрены министром транспорта. Почетными работниками транспорта России стали  заместитель донского губернатора Дживан Вартанян и замминистра транспорта области Василий Гойда.

Итак, мост, которого так ждали, заработал. Остается дать ему имя. Кстати, тот поток откликов, который вызвала наша маленькая информация об инициативе мэра Ростова по выбору имени для моста, иллюстрирует отношение ростовчан и жителей Дона к этому объекту. Кто­-то предлагает назвать мост именем легендарного ростовского градоначальника Андрея Байкова, кому­то нравится название Темерницкий мост — в честь некогда находившейся близ этого места Темерницкой таможни… Предложения продолжают поступать.

Здорово, что в последнее время в области родилось столько крупных транспортных проектов и что заметная их часть сегодня реализуется. Значит, есть у области перспективы. И даже те проекты, что сегодня пока реализовать не удается, свою задачу выполняют. Они стимулируют поиск оптимальных решений и служат ориентирами на будущее.