Роль главных виновников за рост тарифов на услуги ЖКХ постепенно переходит от монополистов к частным управляющим компаниям. Но, как показывает практика, в данном случае народный гнев направлен не по тому адресу.

Демонополизация рынка ЖКХ обещала гражданам снижение тарифов на услуги и повышение их качества. Однако тарифы продолжали расти, и в этой напасти с ходу обвинили частные управляющие компании, которые, как решили граждане, занимаются «накруткой» оплаты услуг ЖКХ. 

В январе губернатор Василий Голубев выпустил распоряжение о проведении аудита платежей граждан за услуги ЖКХ, тарифообразования и нормативов потребления коммунальных услуг. Основная цель проверок была как раз в том, чтобы не дать управляющим компаниям нажиться на тарифах. Однако простой анализ показывает, что тарифы ОАО «Лукойл-Ростов­энерго» (одного из основных поставщиков энергоресурсов в Ростове-на-Дону) на отопление и горячее водоснабжение выросли в 2011 году примерно на 10%. А ведь именно из этих тарифов и высчитывается стоимость услуг.

— В 2011 году мы не повышали тарифы на свои услуги. Зато в соответствии с постановлением правительства РФ выросла стоимость энергоресурсов, — рассказал генеральный директор УК «Патриот-сервис» Григорий Капустин. Его компания обслуживает шесть домов в Левенцовском районе Ростова, в том числе и те, квартиры в которых получили ветераны ВОВ.

В конце года жильцы пожаловались в прессу на резкое увеличение стоимости отопления. История получила огласку, однако в причинах роста никто разбираться не стал.

— Мы неоднократно объясняли жильцам, что происходит в их домах. И что расчет стоимости услуг по отоплению производится посезонно, согласно действующим тарифам и российскому законодательству, — пояснил Григорий Капустин.

По его словам, единственная разница в квитках на оплату услуг ЖКХ, которую могут обнаружить жильцы новых домов, — это оплата услуг, которых в старых домах быть просто не могло. Например, обслуживание противопожарной сигнализации, обслуживание лифтов,  собственных насосов, аварийное освещение мест общего пользования. 

Но если все так очевидно, почему граждане продолжают винить управляющие компании? На этот вопрос и сами жильцы, и аналитики рынка ЖКХ отвечают хором: от недостатка разъяснительной работы. Многие компании, для которых ситуация с тарифами очевидна, считают, что и их клиенты все понимают. Но на деле объяснять гражданам, откуда в их квитках появилась та или иная сумма, по-прежнему первоочередная задача.

— В ноябре 2010 года я лично встречался с представителем совета ветеранов, когда к нашей компании возникли вопросы, дал ему свой телефон и просил звонить в любое время. Кроме того, информация о тарифах регулярно обновляется у нас на сайте, а все руководство УК «Патриот-сервис» каждую неделю устраивает часы приема — сидит в кабинетах и отвечает на вопросы жильцов. Другое дело, что граждане до сих пор предпочитают жаловаться властям или в газеты. В этом, наверное, есть и наша недоработка, которую нам предстоит исправить, — считает Григорий Капустин.

Тщательно проверять, сколько и за что мы платим, действительно важно. Только делать это нужно внимательно, не бояться задавать даже самые неудобные вопросы и при этом не валить с больной головы на здоровую.