— Вы только посмотрите, что они нам выставляют! — протягивают кипы квитанций старшие гуковских домов, которые пришли на встречу с корреспондентом «НВ». — Это просто беспредел, откуда у людей такие деньги?
Общероссийская коммунальная беда «внутридомовые потери» бьют по жителям многоквартирных домов Гуково с особой силой. В редкой квитанции ЖКУ эти «потери» ниже количества потребленного собственниками ресурса. А то и больше. Например, в доме по ул. Крупская, 10, показания общедомового счетчика больше суммы показаний квартирных практически в два раза, в доме по ул. Комсомольская, 77Б, в полтора. Список можно продолжать бесконечно
Секреты «экономии»
Откуда берутся такие «потери», можно рассмотреть на примере восьмиквартирного дома по ул. Трамвайной, 14. Здесь суммарное потребление жильцами электроэнергии по показаниям их собственных счетчиков 330 кВт*ч в месяц, причем 230 кВт*ч из этой суммы приходится на одну квартиру. Как это получается секрет суперэкономичности остальных жителей, который, по ходу, раскрывать никто не собирается. Поэтому скорее всего единственный честный житель этого дома вынужден дополнительно платить за «экономных» соседей практически тысячу рублей внутридомовых потерь, ведь общий счетчик указывает: дом потребил 1588 кВт*ч почти в пять раз больше указанного жителями!
Так же выглядит ситуация и с водоснабжением. Типичный счет гуковчанина: 100-200 рублей за водоотведение, 200-500 рублей по показаниям индивидуального счетчика, плюс еще столько же «потери». Вода «теряется» в гуковских домах в колоссальных объемах, но не только прогнившие трубы тому виной.
Дело в том, что в городе практически отсутствует центральное снабжение горячей водой, и почти в каждой квартире стоит водогрейная колонка. Работают такие колонки на определенном напоре воды, а с этим в городе серьезные проблемы. Поэтому у большинства владельцев колонок есть насосы, настроенные на определенное давление. И в случаях, когда напор воды в кранах в които веки нормализуется, излишки просто «стравливают» через другие краны в квартире. Таким образом, гуковчане пользуют до 4060 кубометров воды в месяц, поэтому предпочитают платить не по счетчикам, а по нормативам выходит дешевле. Но общедомовые узлы учета скрупулезно подсчитывают каждую каплю! Больше всего в этой ситуации страдают граждане (чаще всего пенсионеры), которые всетаки установили водосчетчики и, следовательно, стараются сэкономить ресурсы и свои деньги. Вопреки всякой логике они получают просто фантастические счета по 23 тысячи рублей за десяток кубометров воды. «Нормативщики», конечно, тоже участвуют в пересчетах, но гораздо в меньшей степени. Как и в случае с оплатой за электроэнергию, наводить справедливость среди граждан некому.
И уж вовсе непонятной получается достаточно частая ситуация в Гуково: собственник квартиры, уезжая на заработки, месяцами не живет дома, о чем и сообщает в управляющую компанию. Но по возвращении получает многотысячные счета с «потерями» от ресурсоснабжающих организаций. Работяг такая ситуация больно бьет по кошельку, а престарелые люди или сироты, живущие уже несколько лет в приютах, могут такими темпами и вовсе лишиться за долги своей собственности. Но кого волнуют такие тонкости?
А кому разбираться?
Работа по вопросу начисления внутридомовых потерь ведется, уверяет замглавы администрации Гуково Андрей Зарипов. Мы ежемесячно проводим совещания с руководителями управляющих организаций, ведется постоянный прием граждан по вопросам оплаты ЖКУ. Недавно заключили договор с адвокатской конторой жители могут получить бесплатные консультации по вопросам ЖКХ или с помощью юристов подготовить документы в суд.
Пути решения проблемы, предложенные в гуковской мэрии, стандартны: заменить индивидуальные счетчики на более точные и проводить ежемесячный контроль за снятием показаний, обговорить обязанности УК на общем собрании жильцов и закрепить их в договорах, провести ряд энергосберегающих мероприятий, снижающих общедомовые потери
Но при фактическом отсутствии в этих действиях какоголибо участия управляющей организации эти советы вряд ли будут реализованы. А работа частных управленцев по распределению «потерь», по признанию замглавы Зарипова, находится на непозволительно низком уровне. Хотя бы потому, что в Гуково, как и в некоторых городах Ростовской области, управляющие компании фактически отстранились от оказания коммунальных услуг своим клиентам жильцам многоквартирного дома. Все жалобы жителей они переправляют реальным исполнителям ресурсоснабжающим организациям (РСО), производящим расчет платежей и сбор денежных средств на основании агентских договоров. А от тех ответ один: «Мы рассчитываем потери по показаниям общедомовых приборов учета, используем формулы постановления Правительства РФ № 307. Воров ищите сами».
Гуковчанам бы самим взять это дело под жесткий контроль, вот только получить доступ к приборам учета не всегда возможно. Хотя бы потому, что общедомовые счетчики многих домов находятся не в подвалах, а, например, в трансформаторных подстанциях (принадлежащих, разумеется, поставщикам электроэнергии). Как вообще проекты на такое необычное расположение общедомовых приборов учета электроэнергии прошли согласование и были одобрены надзорными инстанциями вопрос отдельный, но собственники этого счетчика жители домов доступа к счетчикам не имеют. Месяцами пробиваются инициативные группы и в собственные подвалы, потому что изза агентских договоров работники УК счетчиками более не занимаются, и ключи от «рамок» есть только у неведомо когда приходящих сотрудников РСО. Найти воров, а после пересчитать внутридомовые потери в стоквартирном доме за длительный период времени практически невозможная задача для жителей. Для этого нужна спецтехника, реальные показания индивидуальных и общедомовых счетчиков, сведения о количестве фактически проживающих людей. Не могут инициативные группы и проконтролировать «уклонистов», сообщающих явно заниженные показания счетчиков: установленные еще лет двадцать назад приборы учета чаще всего находятся внутри квартир показания с них жители предпочитают сообщать исключительно по телефону. Не топором же рубить соседские двери? Хотя многих гуковчан уже посещают такие мысли после получения очередной «фантастической» квитанции
(Продолжение следует)