«Тех. обслуживание», «содержание жилья», «текущий ремонт», «расходы на управление»… По сути, в это — разные названия одной и той же услуги.

Правильно она называется «техническое обслуживание общедомового имущества» и по закону включает в себя:

— услуги по управлению многоквартирным домом;

— услуги по обслуживанию лифтов, мусоропроводов (если есть), вывозу мусора;

— услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

А вот какие конкретно работы по ремонту и содержанию должны входить в техническое обслуживание и, главное, сколько за него нужно платить — выбираете вы сами.

— По закону тариф за ТО для своего дома должны определить собственники на общем собрании, — пояснила начальник отдела развития жилищного хозяйства управления по обеспечению деятельности ЖКХ министерства ЖКХ РО Марина Положий. — Если этого не происходит, плата взимается по «муниципальному тарифу» (рассчитанном в первую очередь для оплаты за муниципальное жилье). Такие расчеты не выгодны самим жильцам — они слишком усредненные.

Каким образом собственники многоквартирного дома могут повлиять на размер платы за техническое обслуживание?

1. Управление (расходы управляющей организации).

Эта статья — плата за услугу по управлению домом. Обследование дома, составление дефектной ведомости конструктивных элементов дома, составление сметы на проведение текущего и капитального ремонта, составление плана текущего и капитального ремонта, расчёт стоимости технического содержания дома, расчёт платы за ЖКУ. А также — зарплата административному штату. Сюда входят банковские и налоговые платы, оплата транспортных, канцелярских и иных управленческих расходов (вплоть до аренды комнаты для работы правления ТСЖ). Здесь же заложена прибыль управляющей компании, если у вас такая форма управления. Из этой же статьи расходов оплачиваются судебные издержки и штрафы ТСЖ и ЖСК.

К сожалению, сократить расходы на управление жители вряд ли смогут. Однако контролировать — должны! Например, просто обязаны спросить: почему это у вас графа «транспортные расходы» каждый месяц полностью дублирует «расход на аварийный ремонт» — не «от балды» ли написаны данные цифры? (см. фото).

2. Оплата за обслуживание лифтов, мусоропроводов (если есть) и вывоз мусора.

Существенно сэкономить на стоимости этого пункта тоже не получится: разница тарифов обслуживающих фирм — мизерная. Но если вы нашли действительно выгодный вариант, решением общего собрания собственников можно перезаключить договоры именно с ними.

3. Текущий ремонт и содержание общедомовой собственности.

А вот тут у жильцов есть все шансы повлиять на сумму затрат. Список того, что за наши деньги должны делать управленцы в доме, указан в «Правилах и нормах технической эксплуатации жилого фонда» (постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170). В нем — подробнейший перечень видов работ, начиная от ежемесячного мониторинга коммунальных коммуникаций до окраски мусорных жбанов дважды в год и ежедневной поливки тротуаров в жаркое время года. Высший Арбитражный суд РФ  подтвердил обязательность данного постановления для всех способов управления домами.

Но чаще всего полностью эти работы не выполняются. В первую очередь потому, что точное соблюдение данного перечня окажется финансово невыполнимым для самих же жильцов. Не вкладываются все эти работы и в большинство расчетов платы за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирных домов муниципального жилого фонда («муниципальный тариф») — чаще всего муниципалитеты обходятся урезанным списком.

Но вот парадокс: даже входящие в «муниципальный тариф» минимум выполняет не каждая управляющая организация (что не мешает ей брать с неопределившихся клиентов данный тариф).

Они самостоятельно определяют фронт профилактических и ремонтных работ по дому (как — оценивайте сами по состоянию ваших подъездов, проводки и труб). А потом — выставляют в квитанции общий, никак не разъясненный счет. В итоге если и получают жители от управленцев отчеты, то видят в расшифровках лишь стоимость аварийного ремонта (если был). «Мелочи» по типу профилактического осмотра труб редко будут зафиксированы в виде актов (что было бы доказательством реальности данной работы). Между тем отчитаться управленцы обязаны.

— По закону управляющая организация раз в год должна отчитаться перед жильцами, в том числе и о выполненной работе по содержанию и ремонту общедомовой собственности. И в обязательном порядке — предложить на обсуждение фронт работ на следующий год. Именно по утвержденным собственниками «заказам» и рассчитывается стоимость ежемесячной платы за текущий ремонт и содержание. Предлагать должны именно управленцы, ведь они обязаны следить за состоянием дома, — напоминает Марина Положий. — Но на практике этого сделать нельзя, пока управляющая организация не выполнит полный анализ самой общедомовой собственности: площадь придомовой земли, которую нужно убирать; состояние коммуникаций, которые нужно постепенно менять; состояние стен, перекрытий… А после этого вместе с жильцами нужно обсудить, какие работы по содержанию и ремонту дома им нужны. Может быть, собственники согласятся платить на 2-3 рубля больше с квадратного метра своих квартир, но чтобы в этом году в их доме обязательно залатали крышу или поменяли проводку?

В ближайшем будущем, согласно постановлению Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, на федеральном уровне будет утвержден обязательный для всех состав минимального перечня услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества, а также порядок их оказания. Пока что ориентироваться дотошным жильцам можно по приказу министерства ЖКХ РО №19 (от 15.02.2011г). Текст приказа и приложений можно найти на сайте министерства:  minjkh.donland.ru.

В приложении №4 этого приказа есть рекомендуемый минимальный перечень работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. В него входят:

— санитарное содержание помещений общего пользования;

— уборка земельного участка, входящего в состав общего имущества, и вывоз твердых  бытовых отходов;

— подготовка многоквартирного дома к сезонной эксплуатации;

— проведение технических осмотров и мелкий ремонт;

— устранение аварий на инженерных системах.

Этот перечень в документе дополнен подробным перечислением конкретных действий по каждому пункту. Такой план с точным указанием работ и, главное, периодичностью их выполнения и должны составить собственники вместе с управленцами. По смете этого плана — рассчитываться.

4. Плата за предстоящий или уже сделанный капитальный ремонт согласно ст. 154 Жилищного кодекса РФ также может входить в итоговую сумму платежей за ТО. Но только по решению собственников!  И если вы данную графу в расшифровке увидели, а о капитальном ремонте и не слышали — требуйте протоколы собрания собственников, где обсуждались такие сборы. Если в управляющей организации таковых не предоставят — можно сразу же обращаться в прокуратуру с заявлением  о мошенничестве. 

Все вышеперечисленные услуги в квитанции должны значится под графой «Техническое обслуживание», за которую к оплате должен предъявляться либо определенный на общем собрании жильцов тариф (в этом случае допустимы «вольности» в виде разбивки тарифа по отдельным графам квитанции). Либо — «муниципальный» тариф, а значит, никаких отдельных граф типа «за аварийный ремонт» или, внаглую, «за управление» быть не должно. Уточнить непонятные строчки в квитанции любой житель может с помощью справочной ЖКХ-05 или обратившись в госжилинспекцию РО.

Если вы не выбирали тариф за ТО на общем собрании, проверьте квитанцию:

«муниципальный тариф» рассчитывается, как правило, в нескольких вариантах. На примере тарифа, используемого в Ростове-на-Дону:

— многоэтажные капитальные дома, имеющие все виды благоустройства (с лифтами и мусоропроводами) — 16.07 р/кв.м;

— многоэтажные капитальные дома, имеющие все виды благоустройства, (с лифтами, но без мусоропроводов) — 15.42 р/кв.м;

— многоэтажные капитальные дома, имеющие все виды благоустройства, (с мусоропроводами, но без лифтов) — 12.04 р/кв. м;

— многоэтажные капитальные дома, имеющие все виды благоустройства (без лифтов и мусоропроводов) — 11.41 р/кв.м;

— жилые дома пониженной капитальности, имеющие не все виды благоустройства — 9, 48 р/кв.м;

— жилые дома пониженной капитальности, имеющие не все виды благоустройства, без канализации — 9, 78 р/кв.м.

Стоимость и расшифровку услуг, входящих в данный тариф по вашему муниципалитету, можно запросить в письменном виде в районном отделе ЖКХ.

Согласно ФЗ №123 от 04.06. 2011 года «О внесении изменения в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» в данном вопросе ожидаются серьезные перемены. В новой редакции ст. 161 ЖК РФ перечислены требования к надлежащему содержанию общего имущества (оно должно отвечать требованиям законодательства о санэпидемиологическом благополучии, о техническом регулировании, пожарной безопасности и защите прав потребителей). Повысится и уровень административной ответственности управленцев за соблюдение этих требований.

Обратите внимание еще на одно изменение законодательства: «бесхозными» дома быть не должны. Непосредственное управление как вариант наряду с УК или ТСЖ (ЖСК) не отменяется, однако в доме с более чем 12 квартирами оно может быть выбрано только при условии заключения собственниками договора с управляющей организацией на содержание и ремонт общего имущества. 

Кроме этого, в любом доме, в котором больше четырех квартир и нет ТСЖ или ЖСК, жильцы обязаны до 19.06.2012 года выбрать совет многоквартирного дома. Именно этот совет должен контролировать оказание коммунальных услуг, а также услуг по управлению домом, содержанию и ремонту. Он же — определять планы по текущему ремонту.

Если вы всем домом решили раз и навсегда определить, каким образом будет происходить техническое содержание и текущий ремонт вашей общей собственности и, главное, сколько вы готовы за все это платить — начните уже сейчас с создания такого совета, дальше дела пойдут куда быстрее.