В редакции «НВ» состоялась прямая линия с заместителем начальника Госжилинспекции Ростовской области – заместителем главного государственного жилищного инспектора Ростовской области Дмитрием Евгеньевичем Агуреевым. Продолжение. Начало в № 219
– Максим Петрович Тронь, адвокат. Как госнадзор выявляет, в каких случаях управляющая компания взаимодействует с ресурсниками, насколько управляющие компании качественно поставляют коммунальные услуги?
– Основанием для нашей проверки является обращение граждан или юрлиц. По результатам проверки, если мы выявим нарушения качества предоставления коммунальной услуги, мы будем принимать меры: вынесем предписание на устранение выявленного нарушения.
– Понятно. Пожалуйста, пристально следите за ситуацией. ЖКХ – сфера крайнего напряжения. Платежеспособность населения упала. Множество граждан не удовлетворены качеством коммунальных услуг, а также результатами обращений по этому поводу в надзорные органы. По крайней мере, у меня количество таких жалоб растет.
– Николай Дмитриевич Шаршаткин, Ростов. Входит ли в компетенцию жилищной инспекции в административном порядке или через суд обязать РСО заключать договоры в письменной форме с жильцами многоквартирных домов (МКД ), чтобы РСО действовали строго в правовом поле, а не по понятиям монополиста?
– Отношения регулируются жилищным законодательством. Им предусматриваются две формы договоров: либо в письменной форме, либо, оплачивая квитанции, потребитель подтверждает факт заключения договора (конклюдентные действия). Если вам необходим договор в письменной форме, обращайтесь в РСО. Последняя не вправе отказать вам в его заключении. Если РСО уклоняется, то данный вопрос решается в судебном порядке. Но на моей практике отказов не было.
– Второй вопрос непосредственно связан с моей ситуацией. В марте 2016 года наша УК вывесила объявление, что далее оплату по водоснабжению жильцы будут производить в «Ростовводоканал». В апреле 2016 года «Ростовводоканал» прислал жильцам уведомления о задолженности (мне лично на сумму 10694,71 руб.). Позднее выяснилось, что ресурсник решил таким образом получить с жильцов те деньги, которые он недополучил ещё в 2011 году от своих агентов по сбору денежных средств. Но с января 2011 года жильцы нашего МКД оплачивали коммунальные услуги согласно договору управления управляющей компании, а с «Ростовводоканалом» никогда не состояли в договорных отношениях! Хочу узнать, входит ли в компетенцию жилищной инспекции обязать РСО списать безнадежный долг, с просроченным исковым сроком и фиктивным по существу, то есть когда налицо явное нарушение законодательства, или инициировать судебное разбирательство?
– В компетенцию ГЖИ не входит обязать РСО списать безнадежный долг, с просроченным исковым сроком, такой вопрос может быть решен в судебном порядке.
Вы к нам обращались. По результатам рассмотрения вашего обращения ГЖИ была проведена проверка. В ходе нее было установлено, что оплату за коммунальные услуги за холодное водоснабжение и отведение сточных вод до 01.12.2011 надлежало производить в АО «Ростовводоканал», так как до этой даты договор водоснабжения между «Водоканалом» и управляющей компанией отсутствовал. При этом вами оплата осуществлялась на счет ООО «УК «РСУ-58». В указанный период у вас образовалась задолженность перед АО «Ростовводоканал». При этом, рассмотрение вопросов урегулирования задолженности не относится к полномочиям ГЖИ, о чем вам было сообщено в ответе.
Таким образом, ваше обращение было рассмотрено в пределах полномочий. По вопросу образования задолженности все-таки рекомендую обратиться в АО «Ростовводоканал» для осуществления сверки платежей. При отсутствии положительного результата вы вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.
– Валентина Ивановна, Ростов. По поводу беспредела в сфере ЖКХ. В прошлом году УК выставила мне три кубометра горячей воды, которую я не израсходовала. Я регулярно плачу по счетчику, подаю показания. Мне сказали: вы заплатите, а мы будем делать перерасчет. Заплатила. Вскоре снова возникла такая же ситуация, да еще сменилась УК. Мне выставили долг, повысили плату. Я пошла разбираться, а меня чуть ли не вытолкали и сказали записаться на приемные часы. Запись – по телефону, а дозвониться невозможно. Приходили представители ГЖИ, но решили посмотреть, что будет дальше. А ничего хорошего, должна сказать, не выходит.
– Я бы рекомендовал платить корректно, из месяца в месяц, чтобы не возникало подобных ситуаций. Если вы регулярно подаете показания приборов учета, а УК не принимает их к сведению, тогда ваша управляющая организация нарушает установленный порядок расчета размера платы. Раз есть обращение в ГЖИ, будем разбираться. По окончании проверки мы вас обязательно проинформируем.
– И ведь судом же еще меня пугают. А раз так, не буду кидать бумажки с показаниями в почтовый ящик, докажи потом, что ты это сделал. Звонок хотя бы фиксируется.
– Законом не отрегулирован порядок подачи показаний. Подача же показаний характеризуется как право потребителя. Наверное, если отношения складываются таким образом (УК не забирает показания из специального почтового ящика), звонок будет действительно более надежным вариантом.
– И еще. У нашей УК, кажется, и штатного расписания нет. Уж очень много там народу работает! А в управлении – только наш дом.
– В соответствии со стандартом раскрытия информации – сведения о штатном расписании не являются открытыми. Однако в соответствии с приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 февраля 2016 г. № 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» подлежит раскрытию штатная численность сотрудников. Она определяется по количеству заключенных трудовых договоров. Указанную информацию можно посмотреть на сайте ГИС ЖКХ.
– А если на текущий ремонт, сказали, будут дополнительно собирать на 4 руб. больше. Имеют на это право?
– Только при условии принятия решения общим собранием собственников помещений о включении дополнительной статьи. В других случаях начисление дополнительных взносов неправомерно.
– Геннадий Георгиевич, Тацинка. В прошлом году у нас поменяли центральный водопровод, и новый счетчик мне сказали ставить на центральной трубе. И за присоединение надо платить деньги. Понимаете, счетчик был, но во дворе. И это было удобно. Теперь он – на улице. А мне – за 80. Я не могу заглянуть в тот колодец.
– Нам знакомы подобные ситуации, когда приборы учета стояли в домах или в колодце на территории домовладения, и по окончании срока поверки водомера ресурсоснабжающая организация потребовала поставить его на границе своей балансовой принадлежности, чтобы исключить незаконные ответвления. И вот что могу сказать: в каждом конкретном случае следует разбираться индивидуально.
Если в ранее выданных технических условиях место установки водомера определено в доме или в колодце на территории домовладения, а техусловия выдаются единожды, то требовать переносить водомер в другое место, по нашему мнению, не могут.
При других условиях учет водопотребления должен быть обеспечен в пределах балансовой принадлежности сетей между абонентом и РСО, которая устанавливается специальным актом.
Если вы считаете, что ваши права нарушены, обращайтесь в компетентные органы – в суд, в сферу рассмотрения ГЖИ эти вопросы не входят.
– И еще – вопрос по обслуживанию газового оборудования. Те, кто приходит его совершать, должны же иметь хоть какую-то элементарную оснастку для ремонта, а то и прокладку поменять не могут. Деньги большие берут, а мы еще и покупать что-то должны.
– Сегодня представлено достаточно большое количество организаций, осуществляющих обслуживание газового оборудования. Поэтому потребители не ограничены в выборе и вправе выбрать ту организацию, которую считают наиболее приемлемой как в ценовом, так и качественном сегменте. Реестр таких компаний ведется у нас на сайте. Следует отметить, что в настоящее время цена на обслуживание газовых приборов не регулируется законом, а складывается на основе договорных отношений.
– Но в квитанции всегда значится одна компания – «Газпром Межрегионгаз». Больше никого нет.
– Повторюсь. Их перечень ведется в специальном реестре, который расположен на официальном сайте ГЖИ в разделе «Жилищный надзор». На данный момент реестр содержит более 50 организаций.
– Опубликуйте тогда список в газете. Мы, пенсионеры, до сайта, конечно, не доберемся.
– Учтем ваши пожелания, Геннадий Георгиевич.
– Спасибо!
– Дмитрий вам звонит. Я из Белой Калитвы. Меня интересует вопрос, как правильно перейти на прямые договоры с ресурсниками?
– С апреля вступили в силу изменения в Жилищном кодексе. Теперь можно перейти на прямые договоры. Для этого нужно провести общее собрание собственников многоквартирного дома. Такое решение будет правомерно, если за него проголосовало большинство (собственники, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме). В протоколе нужно конкретно указать, по какой коммунальной услуге переходите на прямой договор, с какой даты, с какой РСО его заключаете. В саму ресурсоснабжающую организацию сведения подаете не позднее чем через 10 дней после проведения собрания (копия протокола со всеми приложениями). РСО не имеет права вам отказать. С даты, указанной в протоколе, ресурсники обязаны заключить прямой договор. Единственное, у них есть право отсрочить его на три месяца, но РСО об этом уведомляет. Причина отсрочки может быть связана с отсутствием абонентской базы (показаний индивидуальных приборов учета, количества зарегистрированных и т. п.).
– А в чьем ведении теперь находится содержание общего имущества дома?
– Также, у управляющих компаний.
– Оксана, Ростов. Если был заключен договор с Газпромом, а насчитано неправильно, куда обращаться за расчетом: к ресурсникам или в УК?
– Исполнителем коммунальных услуг в данном случае является РСО, обязанность по правильному начислению законодательно закреплена за ней.
– Марина Георгиевна, Ростов. Мы хотим перейти на прямые договоры. Нужно ли для этого на собрание приглашать представителей УК и РСО?
– Нет.
Продолжение следует...