Разговоры о предстоящей переписи населения оживили в памяти один из курьезов переписи предыдущей. Заключался он в том, что некоторые жители нашей области в графе национальность написали: «скиф».
Фото/Видео: Марина Каминская
Помнится, и Блока тогда цитировали с его: «Да, скифы мы! Да, азиаты мы,//С раскосыми и жадными очами» в этой связи, и просто шутили по этому поводу.
Но в самом деле кто же вправе считать себя потомком скифов? И какие они были, скифы? За ответом на этот вопрос я обратилась к старшему научному сотруднику
А глаза-то добрые
Валерий Федорович, а как вам сама идея наших земляков записаться скифами?
Блестяще!
Для вас тоже притягателен образ этого народа с «раскосыми и жадными очами»?
У Блока в том, что относится к скифам, верна только одна фраза: «Да, скифы мы».
Это были ираноязычные народы. Благодаря археологическим раскопкам в разных частях страны найдены артефакты, позволяющие судить о том, как выглядели скифы. В их облике не ощущается ничего кровожадного. И глаза у скифов на тех изображениях не злые, и не жадные. Глаза у них добрые. Так что Блок слишком увлекся поэтической романтикой.
Но об их кровожадности писал ведь не столько русский поэт Александр Блок, сколько «отец истории» древний грек Геродот. И если по Геродоту, волосы дыбом от того, что творили скифы: и кровь врагов пили, и из кожи их полотенца делали, хвалясь друг перед другом, у кого больше, даже родственников не щадили. Как поссорятся друг с другом бьются до смерти, победитель из черепа побежденного делает чашу, с гордостью показывает гостям, сообщая предысторию
К Геродоту немало вопросов, тем более что этот великий историк описывал не только то, что видел, но и то, что ему рассказывали. Включая преданья старины глубокой.
Как это ни покажется вам удивительным, но именно легенды о происхождении скифских правителей свидетельствуют о том, что никакой патологической кровожадностью скифы не отличались. Ведь согласно первой версии, изложенной Геродотом, у одного человека, жителя необитаемой страны, было три сына. И вот в один прекрасный день с неба на землю упали плуг, ярмо, топор и чаша предметы, необходимые в мирной жизни.
Когда старшие братья поочередно подошли к ним, предметы запылали золотым огнем. Возможно, эти двое и вправду были кровожадны, и дары небес не захотели им доставаться. Но вот к ним приблизился младший брат наверняка, как и в русских народных сказках, самый добрый и миролюбивый, и пламя погасло. Братья поняли это как указание свыше: ему и быть скифским царем.
Вторая легенда своеобразнее и пикантнее. Она связана с приключениями Геракла.
Когда Геракл отправился совершать свой девятый подвиг,
Геракл спросил, не видела ли она коней, на что
Желание было велико. Отпустить Геракла она не торопилась. Когда же отдала, наконец, коней, сказала, что у нее от Геракла трое сыновей. И как с ними дальше быть? Кому из них первенствовать?
Геракл оставил
Как видите: две легенды и ни одного
Проклятие Афродиты
Но у нас есть еще один свидетель, еще один древнегреческий ученый и путешественник Гиппократ.
Открываешь его труды и вот это удар по романтическим представлениям о скифах
Ведь этот ученый муж уверял, что «скифы отличаются толстым, мясистым, нечленистым, сырым и не мускулистым телом; живот у них в нижней части отличается чрезвычайным изобилием влаги: ведь и невозможно, чтобы он был сух в стране, отличающейся такими природными свойствами и состоянием атмосферы. Благодаря тучности и отсутствию растительности на теле, обитатели похожи друг на друга».
Другая крайность, еще одна легенда, так комментирует Валерий Чеснок этот отрывок из Гиппократа.
Однако в одном
Слишком мало данных, чтобы делать обобщения, касающиеся всего народа, считает Чеснок.
Прав, конечно. Но как заманчиво соединить воедино и эти отрывки из Гиппократа, и диагноз, поставленный скифам современными учеными, и рассказ Геродота о том, как скифы оскорбили богиню любви Афродиту
Было это когда скифы пошли на Египет. На обратном пути несколько скифских выродков разграбили древнее святилище Афродиты.
Богиня, ясно дело, разгневалась и не простила: поразила грабителей и всех их потомков навеки «женским» недугом.
Вот и думается: не их ли останки нашли археологи?
А вообще то ли гормональное
Вот что, к примеру, рассказывает Геродот: пока скифы воевали, их темпераментные жены вступили в любовную связь с рабами. И нарожали целое войско, которое пыталось воспрепятствовать возвращению скифов к родным очагам.
Не одолев молодежь силой, скифы победили ее хитростью.
А дальше Ни слова нет у Геродота о наказании изменщиц, страшной мести скифских мужей. Хочется думать: это потому, что ни мести, ни кары и не было. Снова встретились и зажили, как ни в чем не бывало.
Посчитались, переплавили
Валерий Федорович, вновь обращаюсь к Чесноку, не знаю, представители какого современного народа причислили себя во время прошлой переписи к скифам, но вот один просвещенный осетин уверял меня недавно, что истинные потомки скифов осетины. В самом деле так?
Напрашивается такое сравнение: была большая семья, потом она разделилась.
Есть исследователи, которые считают, что это как раз про осетин как потомков скифов.
Но разве другие члены той большой семьи, которые пошли другими дорогами, смешались с другими семьями, не вправе сказать: «Да, скифы мы»?
***
Сколько их, людей, проживающих в России и называющих себя скифами, определит новая перепись населения. Но интересно, что перепись устраивали и те самые легендарные скифы.
Об этом нам тоже рассказал Геродот: как один скифский царь по имени Ариант пожелал узнать, сколько же у него народа.
Этот царь приказал каждому скифу принести в условленное место и оговоренный срок наконечник стрелы.
С какой уж целью затеял Ариант пересчет, но гора наконечников навела его на новую мысль: «воздвигнуть из них себе памятник».
Из сочинений Геродота не вполне ясно: пересчитали царевы люди наконечники или накрылась перепись медным тазом, но памятник себе царь воздвиг. Необычный, правда: из переплавленных наконечников отлили медный сосуд с толщиной стен в шесть пальцев, который свободно мог бы вместить в себя 600 греческих амфор.
Верно, был в этом