Отчего одному человеку дается короткая, а другому длинная жизнь? Почему мы иногда ходим по кругу, словно выполняя долг перед кем-то?
Фото/Видео: Мария Золотарева
Лет пятнадцать назад ко мне в редакционный кабинет зашел незнакомый человек и предложил накануне Дня Победы написать о жителе одного из хуторов Константиновского района, который в годы войны был немецким старостой, но помогал советским солдатам. Пока я собирала сведения об этом человеке, делала различные запросы, он тяжело заболел, и встречи у нас так и не получилось. Зато вернуться к ненаписанному помог совсем другой случай.
Столетний юбилей
Александре Иосифовне Войновой из хутора Верхнепотапова в нынешнем апреле сто лет.
У нее отличная память на цифры и факты. Песен старинных знает большое количество. И поет их до сих пор.
Мама, заиграй свою любимую, говорит невестка Валентина, обращаясь к Александре Иосифовне. Про станицу.
Да она длинная, сомневается баба Саша. Но просьбе нашей уступает. «За Доном гуляет казак молодой.
У нее пятеро детей: три дочери и два сына. Десять внуков. Семь внучек и три внука, как уточняет бабушка Саша. Родственники помоложе даже начинают путаться в подсчетах, загибая пальцы на руках. Но выигрыш в споре за юбиляршей. Она снисходительно кивает головой в знак своей правоты. А еще у нее шестнадцать правнуков и десять праправнуков.
Точную дату своего рождения Александра Иосифовна Войнова (в девичестве Дукмасова) не знает. Просто в то время на это никто не обращал внимания. Родилась в начале апреля и ладно. Когда стали выдавать паспорта, записали в ее документе 12 апреля. Так и получилось, что родилась бабушка Саша на День космонавтики.
Александра в семье родителей была четвертым ребенком. А всего их у матери с отцом было шестеро. Жили они в хуторе Кременском Константиновского района. Это сегодня здесь совсем мало жителей, а в начале прошлого века было, по словам бабы Саши, более трехсот дворов. В годы коллективизации образовались два колхоза. И казаки в них работали. Только не всем была уготована спокойная жизнь.
Многих тогда раскулачили, с горечью вспоминает Александра Иосифовна. А за что непонятно. Жили ведь многие небогато. Трудились с раннего утра до позднего вечера. Пережили голод.
У Саши уже была своя семья. Она помнит, как ее старшая дочь Оля в три года
Отца у Дукмасовых в тридцать седьмом тоже признали кулаком и отправили в Архангельскую область на лесоразработки. Мать с детьми осталась дома. Иосиф Иванович так больше и не увидел родные края.
Мама посылочку ему послала, рассказывает бабушка Саша, так она назад вернулась. Было написано: ввиду смерти адресата. Где похоронен не знаем.
Предатель или патриот?
Тех, кто пережил голод и репрессии, ожидала новая страшная беда: война, фашистская оккупация. Кременской заняли немцы. Они собрали народ и стали назначать старосту. Люди в страхе прятали глаза. Кому охота идти в немецкие холуи и становиться предателем Родины?! Муж Александры Иосифовны Петр Васильевич до войны в колхозе работал бригадиром. Односельчане его уважали за принципиальность и требовательность. Вот и тут решили принять страшное для семьи Войновых решение: предложили кандидатуру Петра. Выбор был один: или согласиться, или быть расстрелянным на месте.
«Так вот откуда мне показалась до боли знакомой фамилия Войновы, промелькнула в сознании догадка. Точно, того старосту так и звали Петр Васильевич. Это о
В лугу у нас был огород, рассказывает Александра Иосифовна. Его сторожила семья эвакуированных.
Когда хутор освободили наши, Петра Войнова снова посадили в тюрьму. Допрашивали односельчан по поводу его измены. Но земляки лишь защищали своего старосту. Так он был оправдан и вместе с военными частями ушел на фронт. А его жена Саша вместе с тремя детьми осталась ждать возвращения мужа домой.
С верой по жизни
Жизненный путь Александры Иосифовны оказался длинным. Вот и столетний рубеж и ясную память сохранила, и своими ножками, как она любит говорить, до сих пор ходит. Живет сегодня в доме сына. Рядом дом дочери. С ее мнением считается многочисленная родня. И гордится, конечно. Еще бы! Не у каждого есть родные, кто может поведать о событиях двух веков.
А свое долгожительство объясняет очень просто: дескать, «скрозь они пешки и пешки ходили, пешком то есть, вот и дал Бог жизнь».
Без веры она никуда, рассказывают родственники. За обеденный стол без молитвы не сядет и не встанет тоже. В свое время бабушка Саша досматривала, как принято говорить на Дону, прикованных к кровати маму и свекровь. Оттого, может быть, и даровал ей Бог долгую жизнь на белом свете.
Фото и из семейного архива