Как мы уже рассказывали на страницах «Нашего времени», анализ деятельности банков в Ростовской области показал: более половины из них нарушают те или иные права потребителей, особенно при кредитовании. На круглом столе «Потребителям — честные финансовые услуги» обсуждали: какие нарушения чаще всего возникают и как с этим бороться.
«Стучать» — нехорошо, а защищать свои права — необходимо и правильно», — считает представитель УФАС РО Наталья Кожемяка. — Многие при получении потребительского кредита жалуются на навязывание договоров страхования жизни и здоровья. Однако обращаются за защитой в надзорные органы — единицы.
Наталья Александровна привела в пример «Ренессанс Капитал». Антимонопольщики проверили договор по жалобе потребителя. Оказалось, что возможность отказа от страхования у заемщика банка фактически отсутствовала, соответствующей графы на бланке заявления не было. То есть к этой программе страхования подключали автоматически. Между тем при получении кредита заемщик должен не только выплатить сумму комиссии за подключение к страхованию, но и проценты, начисленные на указанную сумму в течение всего срока действия кредитного договора. Подобные жалобы поступили
Все хотят быстрых денег. И если не заработать, то хотя бы взять в кредит. Где? Заполонившая все столбы реклама кричит: «В киосках «Быстроденьги»!»
— Это беда всей России, — возмущалась Ольга Михайлова, председатель Ростовского регионального отделения «Финпотребсоюза». — Жаловались клиенты «Быстроденег» и нам. Мы сами там взяли кредит, чтобы изучить договор и выявить несогласованности. Сплошные нарушения, только в одном мы насчитали пятнадцать штук! Огромная опасность микрофинансирования в том, что эти «группы» могут быстро создаваться, а исчезать — еще быстрее, без всякой ответственности.
Еще одна уловка, которую полюбили использовать наши банки, — «письма счастья». Суть: за хорошую кредитную историю выдается кредит до 90 тысяч, первые 50 дней без процентов. Кредитная карточка, которую можно активировать по телефону, присылается по почте в обычном письме. «В итоге такое удовольствие мне обошлось в 23%», — рассказал один из участников круглого стола. Нарушение общественники видят еще и в том, что карту бросают в почтовый ящик. Неизвестно, кто ее возьмет — ребенок, а может быть сосед. Человек по ней может получить услугу, а вам придет задолженность по кредиту.
С такой трактовкой не согласилась участвующая на обсуждении сотрудница Сбербанка. Она уверила: «В договоре указано: от 20 до 50 дней беспроцентное кредитование. Проценты при использовании такой программы вам не будут начислены, если при совершении
Главный выход в данной ситуации правозащитники и представители надзорных органов видят в повышении финансовой грамотности населения. На что будет жаловаться потребитель в надзорные органы, если даже не будет знать, где именно его права нарушаются? В свою очередь, общественники разрабатывают предложение законодателям: создать единые требования к договорам на кредитование потребителей, в которых все будет прописано без умалчивания, с правильной терминологией, а для чтения не понадобится лупа. Такой шаблон уже существует в ряде стран Евросоюза, в России он тоже бы был кстати.