Кажется, руководство магазинов в массовом порядке сошло с ума! Куда ни глянь, скидки и распродажи, иногда до 90%. Вот он, светлый сон шопоголика: за сто рублей можно купить во-о-он тот красивый шарфик, всего за пятьсот — дивные джинсы, каких-то полторы тысячи рублей стоит это невероятное вечернее платье, а еще…
Уже после того, как кассир недрогнувшей рукой пробьет чек размером в две ваши зарплаты, сознание потихоньку начинает проясняться. Обратного пути нет?
О том, какие товары нельзя вернуть сразу же после покупки, мы рассказывали вам в материале «Как вернуть новогодние подарки?» от 12 января. И обратите внимание в списке товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, нет строки «купленные на распродаже». Если наименования вашей покупки в данном списке нет, все грозные надписи и предупреждения, которыми частенько пестрят магазины в сезон распродаж, не имеют никакой юридической силы.
Гражданский кодекс РФ гласит: «Условия договора, которые ущемляют права по сравнению с действующим законодательством, являются ничтожными». А все эти надписи, штампы и росписи противоречат Федеральному закону «О защите прав потребителей». В данном законе понятия «распродажный товар» нет.
Зато есть несколько других определений, которые стоило бы запомнить перед тем, как кинуться в распродажную лихорадку.
Сезонные распродажи
«сезонный товар» тот, который можно использовать только в определенное время года. Соответственно, и гарантия на такие товары начинает действовать только с наступлением сезона. Например, на купальник с начала лета.
Но «лето» в потребительском законодательстве имеет конкретное начало: сроки сезонной гарантии устанавливаются региональными властями особым распоряжением, исходя из местных климатических особенностей. Согласно распоряжению Администрации РО от 14.02.2003 № 63 «Об установлении сроков наступления сезонов для исчисления гарантийных сроков сезонных товаров» зимний сезон у нас начинается с 15 ноября, весенний с 15 марта, летний с 15 мая, осенний с 15 сентября.
Обратите внимание: без проблем вернуть по гарантии сезонную вещь вы сможете лишь в том случае, если в наименовании товара указан этот сезон: «зимние сапоги» или «летняя детская коляска». В иных случаях (даже если речь идет о меховой горжетке или раздельном купальнике) этот вопрос может дойти до суда. Поэтому в январе при выборе между «детскими босоножками» и «детскими летними босоножками» отдайте предпочтение последним.
Дырочка маленькая скидка большая
Отдельно описывается в законодательстве и уценка товара. Не путайте со скидкой: уценка подразумевает некий дефект, не влияющий на функциональность и работоспособность товара. Продавцы имеют право предлагать покупателям и такой, снизив цену и заранее предупредив их о браке. После вернуть товар
Нет. Дефект должен быть не только устно оговорен, но и зафиксирован в чеке или акте. Просто формулировка «брак» или «уценка» недостаточен: продавец обязан письменно описать, по каким именно причинам товар уценен, заверить это описание своей подписью и штампом магазина.
К слову, зафиксировать этот момент выгодно и самому магазину: ведь даже уцененную вещь покупатель имеет право вернуть, если ему выдали обычный чек без пометок и уже сотрудникам магазина придется в суде доказывать, что они предупреждали о дефектах товара на словах.
Специалисты советуют особенно придирчиво рассматривать товары во время распродаж: во время ажиотажа продавцы могут случайно (или не совсем случайно) выставить на витрины и бракованные вещи. Если этот дефект для вас непринципиален, смело требуйте у продавцов скидку. Этот вопрос чаще всего решают менеджер или управляющий,
Нас нет и не будет
Особый вид распродаж во время ликвидации магазинов. На самом деле именно здесь покупателей подстерегают наибольшие опасности. К кому вы будете предъявлять претензии, если брак обнаружится не сразу? Если закрывшийся магазин относится к конкретной торговой сети, добиваться возврата денег придется через головной офис компании (в последнее время такие частенько находятся даже не в Москве,
А что, есть разница?!
Напоследок повторим: купленные на распродажах товары юридически никак не отличаются от приобретенных в любое другое время. Согласно п. 39 Правил продажи отдельных видов товаров одежда до подачи в торговый зал должна пройти предпродажную подготовку, которая в том числе включает при необходимости чистку и отутюживание изделий. Упаковка товаров должна быть в наличии, причем целой, без вмятин.
Также продавцы не должны вносить
Главное правило для покупающего на распродажах: сохраняйте чек и не ведитесь на «грозные предупреждения» сотрудников торгового зала. В любом магазине обязательно должен быть уголок потребителя с текстом ФЗ «О защите прав потребителей», совместное чтение пунктов которого успокаивающе действует даже на самого замотанного распродажным ажиотажем продавца.