Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, встретившись во второй день Пасхи с журналистами и ответив на вопросы, больше всего внимания уделил вводимому с этого года в школах новому учебному предмету — «Основы религиозных культур и светской этики».

Новая школьная дисциплина включает в себя несколько блоков — основы православной культуры, исламской, буддистской, иудейской, история мировых религий и основы светской этики. Школьники могут выбрать любой из них. Но поскольку само изучение начинается в 4-м классе, то выбор за детей в основном сделали родители, с которыми предварительно было проведено анкетирование.

По словам Меркурия, в донском крае примерно 78-80% выбрали православие. Но есть и территории, где высказались в пользу изучения исламской религии (в Волгодонском районе, например, где имеются поселения с большим количеством мусульман). То же самое — в республиках Северного Кавказа. В Чечне основы исламской религиозной культуры будет изучать 99% детей.

Работа над учебниками еще продолжается, однако к началу учебного года они должны быть готовы.

О культурологии

Пригодятся ли детям в будущем полученные знания? Конечно. Хотя бы для того, чтобы осознанно воспринимать произведения искусства, литературы, осмысленно знакомиться с музейными экспозициями, где часто встречаются религиозные сюжеты. С ними связаны огромные пласты культуры, а если не понимать их сути, то будешь чувствовать себя ущербным, чего не должно быть.

— Но основное — надо знать собственные религиозные традиции. Это наши истоки, опора для многих поколений, в них живая связь времен. После уроков православной культуры дети, бывает, приходят домой и спрашивают родителей: а как вы раньше праздновали Пасху? Если те не знают, они — к бабушкам-дедушкам: все это накапливается, откладывается. Надо стремиться сформировать у детей представления о духовности, нравственности, чем всегда была сильна православная вера.

Было бы хорошо, считает митрополит, если бы этот учебный курс, начавшись в 4-м классе, продолжился бы затем в 7-м, далее — в 10-м, а в идеале, стоило бы сделать его сквозным, распределив по всем годам обучения.

О служении в Нью-Йорке

Меркурию был задан вопрос о его служении в США, куда его после Калининграда, где он был настоятелем строящегося храма, направил Святейший Синод.

Это был непростой период жизни, признался Меркурий. В школе и вузе (он врач по профессии) изучал немецкий язык. Английский пришлось осваивать по ходу дела, но он оказался для него, как владыка выразился, — «темный лес». Службы велись на церковнославянском и английском (с переводчиком) языках. Паства — представители русскоязычного населения последних лет, дети-внуки-правнуки эмигрантов первой волны.

Как решаются в школах США религиозные вопросы, спросили его. Да очень просто, ответил митрополит. Исповедуй ту религию, какую хочешь: главное, чтобы все оставалось в рамках закона. В этом, подчеркнул Меркурий, основное отличие американцев от нас: они очень законопослушны.

В материальном плане российским священнослужителям приходилось нелегко. Денежное содержание очень скудное, за медицинскую страховку платить было нечем. Меркурий рассказал о таком эпизоде. У одного священнослужителя матушка (супруга) сломала руку. Обратилась в тамошнее медучреждение. И услышала: мы, мол, готовы наложить вам лангету, оказать всю необходимую помощь, но это будет стоит 3 тысячи долларов. Священник в тот же день купил ей за 400 долларов билет на самолет и отправил в Россию. Это — иллюстрация к тому, что восторги по поводу расчудесной жизни в Америке порой сильно преувеличены.

«Нельзя разделяться…»

Меркурия спросили, как он оценивает состояние нашего общества? Не безнадежное, ответил он. Но необходима неустанная духовная работа во имя своего государства.

— В сегодняшней жизни накопилось много противоречий, — продолжил митрополит развивать свою мысль. — Поэтому очень важно сейчас не разобщаться, не разделяться — на верующих и неверующих (никого нельзя заставить верить, это либо приходит к человеку, либо нет, лично я вообще считаю, что вера — это дар Божий), «болотных» и «поклонных», «соборных» и заборных… Надо, напротив, осознать свою общность (общего у нас гораздо больше, чем разъединяющего), ощутить себя гражданами одного государства, детьми одной Родины.

Нужно уметь отстаивать свои святыни, сказал также митрополит. Если бесчинствуют в храмах, устраивая там пляски, врываются в церковь и рубят иконы, — это кощунство, с которым нельзя мириться, верующие люди всегда будут ему противостоять. Но и органы государственной власти не должны быть в стороне. Это их обязанность — защищать порядок, устои, а в итоге — и саму государственность…

А насчет того, раздавать ли милостыню просящим ее возле храмов, Меркурий процитировал напутствие известного богослова: «Пусть милостыня твоя в руке твоей пропотеет».

То есть ничего не надо делать бездумно. И следует все-таки научиться отличать зерна от плевел. Это ко всему относится.