Начальник управления государственной службы занятости населения Ростовской области Сергей Григорян считает возглавляемую им структуру уникальной. От ее работы во многом зависят перспективы развития экономики, инвестиционный климат и социальное самочувствие общества.
— Меня всегда удивляет, когда службу занятости пытаются представить как некий механизм выдачи пособий. Одной этой функцией служба не ограничивалась никогда, даже на заре своего создания. Да, социальный блок у нас активно действует, и очень многим людям именно пособие помогло пережить трудное время. Но в том и отличие наше, что помощь, которую мы предлагаем, стимулирует активность человека, не превращая его в иждивенца. Даже если речь идет о самых незащищенных членах общества – инвалидах, женщинах с малыми детьми, родителях, воспитывающих ребенка-инвалида…
— Сергей Рафаэльевич, вы перечислили как раз тех, кого на работу брать не хотят…
— Если принять это как бесспорную истину, то и не возьмут. Наша задача как раз в том, чтобы изменить отношение к проблеме и работодателей, и тех, кто считает поиск работы для себя делом безнадежным. В уходящем году основной акцент мы делали на оснащении рабочих мест для инвалидов, заключали договоры с предприятиями и организациями. Бюджет выделил на это деньги — 32,8 млн. рублей, часть затрат работодателям компенсировали. На ярмарках вакансий, которые стали для нас традиционными, появился отдельный блок – мы посвятили его детям-инвалидам. Специально проводили для них мастер-класс, тренинги, профессиональное тестирование… Мы стараемся с детства дать человеку уверенность: он — нужен, он — может и будет успешно работать. К сожалению, у людей с ограниченными возможностями часто опускаются руки. Убеждаем, помогаем получить востребованную специальность, «ведем» до устройства на постоянную работу…
Когда в масштабах России анализировали, как служба занятости работает над выполнением майских указов президента, выявили одну закономерность. В тех субъектах Федерации, где есть явные проблемы и с трудоустройством инвалидов, и с переобучением молодых мам, в службу занятости социально незащищенные граждане просто не обращаются. Не знают о том, сколько возможностей сегодня может предоставить им государство!
Наш опыт в этом плане считается успешным. К нам приезжали за опытом коллеги из других регионов. Мы стараемся информировать людей всеми доступными способами. Задействуем всю сеть наших центров занятости (их у нас 51), подключаем мобильные офисы. Наши сотрудники буквально ходят по домам: разъясняют, убеждают, доказывают. Плюс к этому, естественно, информация на сайте, в газетах, на ТВ… Понимаете, это все действует в системе, и постепенно начинает прорисовываться результат. Хотя работы тут еще много. Например, сложная ситуация сейчас с предприятиями общества слепых: по независящим от них причинам они потеряли заказы. Конкуренции продукция, произведенная там, не выдерживает. Но без помощи люди не останутся. В таких ситуациях как раз и делается акцент на «социальную составляющую» нашей службы. Она включается во время экономических кризисов, сокращений…
И, кстати, моменты эти мы пережили неплохо.
— А когда в экономике все хорошо, на первый план выходит…
— Кадровое обеспечение инвестиционной составляющей. Работа на дальнюю экономическую перспективу. Все программы развития территории не станут реальностью, если не будет кадрового обеспечения. И тут нет прямой зависимости между количеством безработных и наличием вакансий. К примеру, у нас около 16 тысяч безработных, а количество вакансий при этом колеблется от 30 до 50 тысяч. В чем проблема, казалось бы? Вон сколько работы! Но существует квалификационный дисбаланс на рынке труда: требуются рабочие, а ищут работу те, кто на эти места не пойдет. В силу разных причин.
Есть дисбаланс территориальный — в Ростове безработица составляет 0,3%, а в Советском сельском районе — 2,7%. И эти проблемы надо решать. Тут включаются разные программы содействия занятости населения. Мы предлагаем и переобучение, и переезд к месту работы, и открытие собственного бизнеса… А на будущее нам не обойтись без очень точного прогноза: каких специалистов и сколько нам нужно. Без подобного прогнозного плана с квалификационным дисбалансом не справиться. Любой инвестор, который собирается вкладывать деньги в производство на территории области, обязательно задумывается о том, кто будет работать на объекте в период строительства и впоследствии. Сколько это будет стоить? Что выгоднее – обучать на месте, организовать подвоз? Это — как раз вопросы службы занятости. И, естественно, учебных заведений, отвечающих за подготовку кадров. Сейчас мы вплотную подошли к созданию программы, которая позволяет очень точно спрогнозировать потребности в рабочей силе в конкретных экономических условиях. Разрабатывалась она совместно с Институтом управления, бизнеса и права, которым руководит профессор Акперов. «Обкатывать» программу предполагаем в одном из муниципальных образований, чтобы увидеть ее недочеты и доработать. Это — подспорье для принятия стратегических решений.
Вообще нам нужно налаживать и укреплять связи не только с работодателями, но и с инвесторами. Приведу пример: тот же «Гардиан» начал с нами сотрудничать задолго до открытия завода в Красном Сулине. Там требовались уникальные специалисты, и именно мы занялись их подбором и обучением. Сделали это качественно и вовремя. Эта же модель взаимоотношений с инвесторами должна действовать и в других случаях. В сфере нашего внимания, прежде всего, инвест-проекты из «губернаторской сотни»: достаточно масштабные и с хорошей перспективой.
— А перспектива проведения чемпионата мира по футболу-2018 в ваших планах учтена?
— Для начала — в будущем году, совсем скоро, нас ждет Олимпиада, для которой мы тоже подбираем кадры. Это достаточно трудоемкая работа, мы действуем тут вместе с департаментом государственной службы занятости населения Краснодарского края и Единым информационным центром по использованию трудовых ресурсов на строительстве олимпийских объектов.
Для подбора персонала на сами Олимпийские игры взаимодействуем с компанией «Адекко Групп Россия» — официальным представителем оргкомитета «Сочи-2014». Провели 8 ярмарок «олимпийских» вакансий — в Ростове, Азове, Волгодонске, Шахтах, Таганроге… Все желающие работать в Сочи в 2014 году заполнили анкеты-резюме. Людям предлагалось более 200 видов временных вакансий. Менеджеры различных направлений, водители, грузчики, координаторы в Олимпийской деревне, операторы службы поддержки, специалисты по логистике... Зарплату предлагают от 30 тысяч рублей. Как вы понимаете, это очень серьезный уровень подготовки, строгие требования, но и — совершенно уникальная возможность для тех, кто все-таки будет работать на Олимпиаде. Опыт — бесценный. Прежде всего, для молодежи. Проявить себя, расширить коммуникативные навыки… Эти люди попадут в наш собственный кадровый резерв для чемпионата мира по футболу. Ведь к 2018 году перед нами встанет та же задача – подбор персонала. Мы к этому готовимся уже сейчас…
— Молодежь попадает в кадровый резерв, получает возможность карьерного роста. А люди старшего возраста? Здесь любую работу надо считать за счастье?
— Сейчас в Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» внесены изменения, которые как раз дают возможность пенсионерам, желающим работать, пройти профессиональное обучение или получить дополнительное образование. Ведь многие после пенсии хотят работать. Теперь есть возможность при желании сменить профессию, получить новые знания – согласитесь, перспектива хорошая. С января будущего года пенсионеры могут идти учиться…
— Сколько стоит дополнительное обучение?
— Как и все услуги службы занятости, включая обучение и переподготовку пенсионеров, проводятся бесплатно. Кстати, это — еще одна причина, почему все-таки стоит искать работу с помощью нашей службы. Наши услуги для претендентов на рабочее место – бесплатны. Любая информация, профессиональное тестирование, услуги психолога, тренинги, консультации, подбор вакансий… Наши специалисты хорошо знают дело. Они настроены на то, чтобы помочь обратившемуся к ним человеку. И цели мы добиваемся