На широком ярко-желтом от засеянного по осени рыжика поле управляющий крупным фермерским хозяйством из Швеции Йосиф Аппел энергично орудовал лопатой. Аккуратно вынул ком земли с корнями растения, распушил в ладонях и с победоносным восклицанием продемонстрировал жирного дождевого червя, обвивающего удавом крепкие корни растения. Василий Иванович и Григорий Васильевич Мокриковы (отец и сын) лишь слегка пожали плечами: мол, это у нас в порядке вещей.
Фото/Видео: Наталья Нарсеева
Шведы — фермер Густаф Рамел и управляющий хозяйством Йосиф Аппел — в ООО «Донская нива», что в поселке Верхнегрушевский Октябрьского района, наведались пару дней назад. Они приехали на Дон по обмену опытом. Занимаются популяризацией ноутила — технологии прямого посева. По всей вероятности, предполагали, что удивят казаков своими достижениями. Но получилось несколько иначе… В «Донской ниве» давно в порядке вещей та самая ноутил-технология, в которой сегодня только пытаются разобраться многие специалисты. И удивлялись да восхищались сами шведы.
Беспозвоночные, которые густо населяют поля хозяйства, привели шведских фермеров в полный восторг. Ведь уже этот факт говорит о высокой культуре земледелия. А еще больше обрадовали их слова отца и сына Мокриковых: не столько об урожае высоком надо думать, сколько о том, чтобы слой гумуса нарастить и влагу сохранить.
— Тогда урожай сам собой будет, — прокомментировал через переводчика понятливый шведский фермер.
Директор предприятия Василий Мокриков все 5,5 тысячи гектаров пашни вот уже шесть лет по новой технологии обрабатывает, механизаторы здесь забывать начали плуги, культиваторы, бороны. Если несведущий в современной агротехнике человек посмотрит по осени на поля «Донской нивы», то решит, что хозяева их просто-напросто забросили. Но все не так просто...
Спросите у главного агронома хозяйства Григория Мокрикова, кстати, кандидата сельскохозяйственных наук, доцента Донского агроуниверситета, про пары, он также, чтобы не обидеть, слегка пожмет плечами: а для чего они? Если проявите настойчивость и интерес, тогда процитирует любимого академика Докучаева и сошлется на опыт своего учителя — доктора сельскохозяйственных наук, профессора Николая Зеленского. И докажет на собственном опыте, что лучше всю пашню засеять набором не просто экономически выгодных предприятию, но полезных для почвы растений: кориандром, льном, донником, эспарцетом, чем она «отдыхать» будет, отдавая, как гигантский испаритель, драгоценную влагу. А бобовые культуры — хорошие предшественники озимых, заменяют сотни тонн удобрений и повышают содержание гумуса в почве. За те годы, что новую технологию взяли в хозяйстве на вооружение, содержание гумуса в почве увеличилось с 3,8 процента до 4,1 процента, тогда как при других технологиях он медленно, но верно снижается.
— Инициатором перехода на новую технологию стал мой сын Григорий Васильевич, — с гордостью говорит отец.
А Григорий тут же достает камеру и демонстрирует сделанное им во время недавних ураганных ветров видео: над только что засеянными полями соседей висит густое облако пыли. Пыль эта и есть тот самый плодородный слой гумуса, который уничтожает ветровая эрозия. А еще есть эрозия водная, когда плодородный слой уносят с полей потоки дождевой и талой воды.
— Решение мы с отцом нашли в Аргентине, куда и отправились за опытом, - рассказывает Григорий Васильевич. — А теперь к нам уже за опытом приезжают. Два года назад День поля, посвященный технологии прямого посева, на наших полях проходил, недавно были земледельцы из Монголии. Все ищут ответ на кардинальные вопросы: как бороться с засухой и ветрами, как сохранить влагу, гумус, как сэкономить дорогостоящее горючее. Ответы просты: влага на полях сохраняется, если высокую стерню оставить, при этом и дороги проселочные практически снег не заметает — ведь его на полях оставленные растения задерживают. Теперь в хозяйстве вместо десятков единиц техники два импортных мощных трактора, три импортные сеялки для зерновых и пропашных культур, 4 комбайна. Потребность в горючем раза в три как минимум снизилась. Отступают солонцы, которые несколько лет назад занимали около 6 процентов пашни, через пару лет их вовсе не останется.
Но не только о технологиях Мокриковы со шведами разговаривали, особый интерес у Василия Ивановича — депутата трех созывов Законодательного собрания Ростовской области - к шведской государственной политике в отношении крестьян. Он много лет за тех людей, что на земле трудятся, воевал. Наверное, нет такого руководителя АПК из давно работающих на Дону, который бы не знал депутата Мокрикова и его неуемный характер, прямоту, может быть, и прямолинейность, которая присутствовала в нем, независимо от того, на каком уровне и с кем он вел разговор. Довелось ему, будучи депутатом Законодательного собрания Ростовской области, выступать в мае 2007 года на парламентских слушаниях в Государственной думе, когда обсуждался проект первого закона о развитии сельского хозяйства. Помню я его тезисы и могу точно сказать, что большинство из них и до сих пор актуальны. И хотя столько лет прошло, с некоторыми из них Мокрикову впору опять выступать. Те же шведы очень удивились, узнав о размере погектарной поддержки, которую получают сегодня селяне Ростовской области. У шведов как минимум сумма в десятки раз больше. Но Мокриков уверен: наш крестьянин все равно выживет. И всех удивит, дайте только срок. Ведь те же швеы, любуясь полями ООО «Донская нива», не скрывали, что с гораздо большим удовольствием работали бы в России. Мол, здесь — масштабы!
Но тут на них уже хозяева посмотрели, как на наивных детей: разве шведы у нас выдюжат?
P.S. Завтра у Василия Ивановича Мокрикова – большого друга нашей газеты — день рождения. Мы очень рады, что он молод душой, полон сил и как всегда находится в поиске той самой истины, которая всего дороже.