Долгие годы социальным обслуживанием населения на дому занимались только государственные учреждения. Теперь решено создать в этой сфере конкурентную среду и допустить сюда некоммерческие общественные организации (НКО). Естественно, тоже на гарантиях бюджетной поддержки.
Фото/Видео: Любовь Позднякова
Тем не менее после такого решения общественники, желающие изо дня в день доставлять пенсионерам и инвалидам продукты питания, наводить в их домах и во дворах порядок, помогать оплачивать коммунальные счета и посещать поликлиники, да и просто вникать в проблемы и терпеливо выслушивать, в очередь не выстроились. Тем немногим, кто попытался, не хватило организационных и кадровых ресурсов, а главное – доверия населения.
Но начинать реализовывать задумку федерального законодательства по антимонополизации соцобслуживания как-то нужно. Основной вопрос – как?
В Ростовской области нашли оптимальное решение. Семь месяцев назад запустили пилотный проект, выбрав две лучшие территории с точки зрения развития сферы социальных услуг – Октябрьский (сельский) район и Волгодонск. На базе давно и успешно действующих там Центров соцобслуживания населения создали некоммерческие общественные организации.
Так в Октябрьском районе появилась «Забота», в Волгодонске – «Милосердие». Это сейчас, время спустя, когда оба пилотных проекта признаны успешными, может показаться, что все далось просто. На самом деле пришлось решать массу вопросов, в том числе выезжать на дом к жителям и терпеливо объяснять суть происходящего.
– Что это за некоммерческая организация? Какие там сотрудники? – волновались люди.
– Руководить «Заботой» буду я, а большая часть сотрудников – те же соцработницы, которые вас и обслуживали! – на тот момент начальник управления соцзащиты Октябрьского района Людмила Васильевна Курносова – человек известный и уважаемый – лично посетила таким образом не один дом.
– Ой, так это значит вы, Васильевна, и будете той некоммерческой организацией? Тогда другое дело! Согласны обслуживаться у вас! – примерно так реагировали люди.
То есть часть сотрудников Центра соцобслуживания плавно «перетекла» в новую некоммерческую организацию «Забота» , а вместе с ними – и их подопечные.
Елена Николаевна Матвиенко – одна из лучших соцработниц района – теперь тоже в «Заботе». Застаем ее фактически на рабочем месте, то есть во дворе одной из подопечных на хуторе Новосветловский – Марии Павловны Подлобашниковой.
– Леночка и продукты приносит, и в больницу меня возила, и во дворе помогает порядок наводить, – 86-летняя Мария Павловна нахваливает свою соцработницу.
В другом дворе, на хуторе Марьевка, в это же время трудится ее коллега Ирина Андреевна Финк. Всего здесь у нее девять подопечных. Некоторых, как Нину Ивановну Григорьеву, обслуживает почти два десятка лет.
– Так как газа на хуторе нет – отопление у всех печное. Ирочка и уголь принесет, и растопит, и золу уберет...Перед Пасхой вот побелила в доме возле печи, – рассказывает Нина Ивановна.
Елена Михайловна Грубова тоже перешла в «Заботу» из Центра соцобслуживания. В поселке Каменоломни ее как свет в окошке поджидают двенадцать подопечных, каждому из которых нужно не только помочь справиться с насущными проблемами, но и выслушать.
Так как Октябрьский район – сельская территория, наиболее востребованы услуги именно по уборке дворов, сбору овощей и фруктов, консервированию, посадке цветов, колке дров, расчистке снега.
Конечно, может возникнуть вопрос: «В чем разница между двумя организациями – Центром соцобслуживания и «Заботой»? Ведь обе, прежде всего, оказывают услуги в соответствии с утвержденным перечнем на уровне муниципальных учреждений».
Центры соцобслуживания всегда делали ставку на одиноко проживающих пенсионеров и инвалидов, а вот некоммерческая организация может взять под свою опеку любого нуждающегося в ней.
– При той занятости, которую многие сегодня испытывают, очень трудно бывает преодолеть некоторые семейные обстоятельства, – говорит директор «Заботы» Людмила Васильевна КУРНОСОВА. – Например, заболел престарелый родственник. Кто поможет справиться с этой проблемой, вплоть до того, что возьмет на себя функции сиделки? Или – ребенок пошел в школу, а родители буквально «привязаны» к работе. Где найти человека, который встретит его после занятий, приведет домой, накормит? То есть, помимо работы по основному перечню, мы постоянно расширяем и внедряем новые услуги, в которых нуждаются люди. Например, генеральная уборка жилых и нежилых помещений, услуга секретаря-чтеца для инвалида I группы по зрению... Возникают и экстренные ситуации, по которым нужно принимать срочные меры. Например, инвалида бросили родственники без вещей и без крыши над головой. Организовали сбор для него одежды, постельного белья, одеял, пледов, одновременно занимаясь вопросом его жизнеустройства.
На постоянной основе «Забота» уже обслуживает порядка 700 человек плюс те, кто обращается в случае особой жизненной ситуации.
И еще один момент – в отличие от Центра соцобслуживания, который оказывает услуги в пределах района, некоммерческая организация имеет возможность помогать жителям и близлежащих территорий.