Социальные проблемы / №396 от 06 Декабря 2018 г.

Они стали первыми


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
В Октябрьском районе разработана первая и пока единственная в Ростовской области программа социального сопровождения особенных детей и семей, их воспитывающих. С 1 января 2019 года программа начинает работать. И войдет в качестве  составляющей в стратегию развития района до 2030 года.

В помещении, которое администрация Октябрьского района выделила для организации «Ветер перемен», семьи, воспитывающие особеных детей, собираются, чтобы обсудить свои проблемы и просто пообщаться.

Когда на собрании депутатов Октябрьского района обсуждали и принимали этот документ, в зале сидели его соавторы: мамы особенных детей, руководители НКО, предприниматели, работники социальных служб, сотрудники администрации…

Программу разрабатывали так же, как когда-то – Стратегию развития района, всем миром. Идею программы комплексной поддержки семей, где есть дети-инвалиды, и самих особенных детей на протяжении их жизни глава Октябрьского района – председатель районного собрания депутатов Евгений Луганцев вынашивал очень давно. Идея была, а возможности ее воплотить не было. Постепенно укрепили медицинскую и спортивную базу, создали свой районный реабилитационный центр, подготовили кадры. И время пришло. 


Если оценить реально

Казалось бы, помощь особенным детям – у всех на слуху. Им помогают, о них заботятся. Для таких ребят созданы особые школы, особые группы в детских садах, развивается инклюзивное образование. Но в жизни у семей, где есть дети-инвалиды, по-прежнему масса проблем, преодолеть которые эти семьи часто не в силах. Например, чтобы попасть в специальную школу, родителям с детьми приходится каждый день ездить на большие расстояния. Сельских школьников порой приходится возить из одного района области в другой.  Это и здоровым-то тяжело, что же говорить об особенных детях.

Альтернатива доставке в специализированные школы вроде бы найдена – инклюзивное образование. Но мамы особенных детей уверены: когда в классе 30 человек, уделить внимание ребёнку-инвалиду педагог физически не может. А эти дети требуют не только индивидуальной программы, но и постоянного личного контакта. Они могут усвоить материал, но предмет им нужно объяснять дольше и по-другому. Обычно таких детей стараются отправить на домашнее обучение. Может быть, еще и потому, что педагог-надомник получает ощутимую добавку к зарплате, а у педагогов, имеющих ребенка-инвалида в классе, такой мотивации нет. 

Дети тонко чувствуют отношение к себе,  а эмоциональный настрой педагогов, здоровых учеников и их родителей не всегда позитивный. Ребёнка-инвалида не воспринимают на подсознательном уровне. И к третьему классу многие особенные детишки не хотят ходить в школу. Та же проблема возникает и в детских садах.

Специализированных учреждений и групп для детей-колясочников не хватает. Как с окраины города доставить колясочника в центр, где есть эта спецгруппа? Социальное такси работает не во всех муниципалитетах, а там, где оно есть – перегружено. 

О дополнительном образовании можно и не говорить. В Ростове из 3000 детей-инвалидов только 65 посещают кружки. 


О работе и не только

Но самые большие проблемы начинаются у особых ребят за порогом школы – после ее окончания. Кто-то смог справиться с программой и получить аттестат – для них есть ограниченный набор профессий, которым можно обучить.

Тем же, кто закончил школу со справкой, перекрыты все пути к образованию и работе. Будущего у них нет. 

– Мы часто видим, как выросшие дети, оставшись в стороне от каких-либо общественно-полезных занятий, за пару месяцев теряют многое из того, что с таким трудом приобрели за 18 лет, – говорит Галина Жогина, мама особого ребенка. – Нет аттестата – не поступить ни в техникум, ни в училище. Кстати, для тех, кто с аттестатом, льгот тоже нет. Так что и аттестат не всегда является спасением.

А каково живется мамам детей-инвалидов? Среди них высокая смертность, в том числе и от онкологии: некогда обследоваться и лечиться. И живут-то в состоянии постоянного стресса, перегрузок не только нервных, но и физических. 

Где работают мамы детей-инвалидов? Им сложно найти надомную работу, а оставить ребенка не с кем. А если ей вдруг посчастливится устроиться на 2 часа в день или на ночную смену, чтобы заработать 4-5 тысяч рублей, то она теряет право на социальное пособие по уходу за ребенком в размере 5500 рублей. 


Взяться всем миром

И это далеко не все проблемы, с которыми сталкиваются дети-инвалиды и их родители. Решить их в нашем обществе пока не удается. Программа социального сопровождения особенных детей и семей, их воспитывающих, разрабатывалась в Октябрьском районе под личным контролем и с участием главы администрации района Людмилы Овчиевой. Цель – снятие большинства проблем  в подобных семьях. 

Официально программа стартует только в январе будущего года, но уже сейчас  начали появляться «инклюзивные» кружки по интересам в сельских поселениях района. В хуторе Ягодинка, где вообще детворы не так уж много, мама особенного ребенка сама организовала такой кружок, собрали обычных  ребят. Интересно всем… 

Обязательно станет традиционной и районная елка, и спортивный фестиваль, где среди участников и болельщиков – семьи с особенными детьми. 

А в перспективе – решение очень сложных задач. В Октябрьском районе хотят перенять опыт создания «социальной деревни», который есть в нескольких территориях РФ. Суть его в том, чтобы приспособить к жизни выросших детей, признанных необучаемыми.  В мире существуют различные методики адаптации таких людей, и они действуют!

– Наша программа еще требует доработки. Все подскажет и скорректирует практика, сама жизнь. Конечно, первыми быть нелегко, но первым больше помогают… – говорит Евгений ЛУГАНЦЕВ. – У нас много единомышленников, сочувствующих и просто друзей, которые поверили в то, что все у нас получится.

Так и будет. 


1 Евгений ЛУГАНЦЕВ, глава Октябрьского района – председатель районного собрания депутатов:
– Если каждый в районе поймет, что программа эта касается и его лично, то она будет выполнена. Не все измеряется деньгами. Многие люди могут просто передать детям свой опыт, свое мастерство, научить какому-то ремеслу. Пример: все знают, как важно для особых ребятишек развивать мелкую моторику. Мы с руководителем нашего филиала «Ветра перемен» Екатериной Хрусталевой нашли человека, который может обучать гончарному делу. На просьбу позаниматься с ребятами сразу ответил согласием: «Дайте глину и инструмент, буду учить бесплатно». Уже купили все необходимое, ребятишки осваивают азы гончарного мастерства.
Так может сделать любой, в итоге все наше сообщество будет знать: каждый поступил по-человечески.
2 Екатерина ХРУСТАЛЕВА, руководитель филиала организации «Ветер перемен» в Октябрьском районе:
– Еще полтора года назад, когда был создан наш филиал, мне, матери двоих детей, один из которых – особенный, сложно было решиться на то, чтобы взяться за эту работу. Но меня поддержал муж. Он взял на себя часть заботы о детях. А глава района Евгений Петрович Луганцев убедил в том, что создание организации очень важно и для меня самой, и для моего ребенка, и для всех семей района. Сейчас я точно знаю: только вместе семьи, имеющие особенных детей, имеют реальный шанс изменить свою жизнь и скорректировать будущее своих ребятишек. Конечно, при помощи и поддержке людей вокруг.
Когда писали программу по социальному сопровождению, в рабочую группу по ее созданию вошли и мамы детей-инвалидов. Мы постарались учесть все наши «болевые точки», а пути решения проблем теперь прописаны в официальном документе.
Еще одна очень важная вещь: сегодня у нас создается многофункциональная творческая мастерская для детей-инвалидов Октябрьского района «БЕЗ ГРАНИЦ». Здесь наши дети смогут заниматься творчеством. Мастерская обязательно станет и зоной объединения всех семей района, воспитывающих детей-инвалидов. Уже работает анимационная инклюзивная студия – театр «Аист». Мы начали работать над спектаклями, причем дети выйдут на сцену в красивых костюмах.Организаторы надеются, что и атмосфера в зрительном зале будет, как в настоящем театре.
3 Людмила ОВЧИЕВА, глава администрации Октябрьского района:
– У нас уже в половине школ по государственной программе «Доступная среда» созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Несколько десятков педагогов прошли подготовку по инклюзивному образованию.
Мы открыли центр трудовой и профессиональной подготовки подростков-инвалидов. А в будущем, что очень важно, выпускникам помогут найти применение своим возможностям.
Для каждого ребенка разработана индивидуальная карта реабилитации. В стационаре ЦРБ выделено 5 коек для госпитализации детей-инвалидов вместе с мамами. И мамы, находясь в стационарном отделении вместе с ребенком, могут при необходимости пройти и обследование у специалистов, и курс лечения.
4 Светлана УМАНЦЕВА, заместитель главы администрации Октябрьского района по социальной политике:
– Теперь надо, чтобы семьи, где растут дети-инвалиды, узнали о возможностях, которые перед ними открывает программа, поверили в нее.
В каждом поселении детей-инвалидов у нас не так уж много, и все чиновники, чья сфера влияния хоть как-то затрагивает жизненные интересы особенных ребятишек, должны каждого знать в лицо. Помогать надо, не дожидаясь директив и указаний сверху.
Мы рассчитываем на спонсорскую помощь наших жителей и предпринимателей, крупных компаний. Будем заниматься грантами.
5 Николай ЗЕЛЕНСКИЙ, председатель собрания депутатов – глава Персиановского сельского поселения:
– Моя компания занимается дистанционным обучением специалистов сельского хозяйства. Растениеводство, кормопроизводство, виноградарство, овощеводство, животноводство… Мы подготовили специальные курсы для тех, кому это интересно, но нет времени учиться в институте шесть лет. Они уже сейчас хотят работать, знаний не хватает. В программе для поддержки семей с особенными детьми предусмотрена возможность применения дистанционного образования. И я готов бесплатно обучать детей-инвалидов по тем направлениям, которые они потом смогут реализовать на практике. Главное – определить тематику, которая будет востребована.
6 Наталья ЗЛОБИНА, глава Красюковского сельского поселения – руководитель Центра культурного развития:
– В программе учтены многие стратегические моменты. Например, предусмотрено отдельное помещение в реабилитационном центре, где будут принимать особенных детей, где для них будет организована и лечебная физкультура, и процедуры.
На мой взгляд, надо создать психолого-педагогический медицинский комплекс – собрать в одном месте и дефектологов, и социальных педагогов, и психологов. И чтобы туда могли обращаться не только дети-инвалиды, но и все сложные детки.
Было бы замечательно, если бы в каждом детском саду и каждой школе для начала работал хотя бы один тьютор, который бы помогал особенным детям освоиться в коллективе, в учебном заведении.
Думаю, можно взять на вооружение наш опыт – закрепить депутатов в сельских поселениях за особенными семьями. Среди них есть и такие, кто зациклился на своей беде, не хочет никуда обращаться. К ним нужно найти подход, поддержать, чтобы люди поняли: они не одиноки. Ведь сегодня из 250 семей в районе, воспитывающих детей-инвалидов, в общественную организацию «Ветер перемен» входит лишь пятая часть. Остальные справляются в одиночку.
7 Сергей КОКАЛЕВСКИЙ, председатель районного совета ветеранов:
– У наших людей есть опыт выживания, есть сила духа и готовность поддержать тех, кто нуждается в помощи. И совет ветеранов Октябрьского района, и афганцы, и чернобыльцы, и инвалиды готовы к сотрудничеству. Поэтому просьба: прописать в программе партнерство с нашими организациями. Мы тоже будем участвовать в ее реализации.
8 Елена КРЕМНЕВА, директор дошкольного учреждения дополнительного образования «Умка»:
– На мой взгляд, очень важно, что программу составили с учетом мнений специалистов, работающих с особыми детьми, родителей, педагогов. Именно эта программа поможет раскрыть и реализовать ребятишкам свой потенциал, даст возможность стать самостоятельной личностью, быть полезным и нужным обществу.
Ребенок должен стать не человеком с ограниченными возможностями, а личностью без границ.
Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Скачут все: градусы, таксы, пешни...
Морозы с уверенным минусом вот-вот покроют ледяным панцирем все тихие затоны, небольшие озера и мелкие речушки. Затем застынут в донском регионе водое...
#УзнайРоссию
Проект нашего земляка – один из лучших в России
Война за собственный дом
Две многодетные семьи из Батайска не могут поделить дом. Суды идут годами, война переходит в активную фазу. И свидетелями боев становятся дети
И будет всем счастье?
В затяжном конфликте жителей Авиагородка в Батайске с местной властью наметился новый поворот