Сегодня переправа через Северский Донец в районе Каменска стала, пожалуй, центром всех работ, ведущихся в рамках масштабного проекта реконструкции и ремонта донского участка автотрассы М4 «Дон».
Фото/Видео: Владимир Апарин
Впрочем, граждане из числа едущих к морю и обратно считают район каменского моста едва ли не главным узким местом на трассе. И даже, как недавно заявил певец Юрий Лоза, «черной дырой», которая никогда не перестанет существовать и будет вечно поглощать вкладываемые в ее эксплуатацию средства.
Лоза, конечно, крупный специалист во всех вопросах – начиная от эпидемиологии и заканчивая космогонией. Однако, думается, и без его открытий необходимость не просто ремонта, а реконструкции переставшего отвечать современным требованиям донского участка М4 давно стала очевидной. Но враз поднять всю почти 500-километровую махину от Новочеркасского шоссе до границы с Воронежской областью было просто нереально. Поэтому ремонтные бригады регулярно появляются на автотрассе практически в каждый дорожный сезон. С ними, конечно, приходят и автомобильные заторы. Но – и это факт – из-за дорожных работ движение по М4 не перекрывалось никогда.
В последние годы были приведены в нормативное состояние солидный участок М4 у границы с Воронежской областью, отрезок дороги близ Каменска. Обновлено покрытие практически на всем протяжении от Новочеркасского шоссе до поворота на Донецк. Появились развязки, ведущие к аэропорту «Платов» и к Белой Калитве.
И по мере того, как улучшалось качество дороги, становилось ясно, что узкое место, препятствующее реконструкции М4, – это действительно мост через Северский Донец в районе Каменска. Причем ремонтом переправы дело уже обойтись не могло. В полный рост встал вопрос не только о масштабной реконструкции, но и о строительстве здесь нового моста.
Мост через Северский Донец в районе Каменска давно уже стал «узким местом» трассы М4.
Только как решить задачу, не прерывая движение по одной из наиболее загруженных и напряженных автотрасс страны? Для этого пришлось специально строить временный мост. По нему и пустили поток машин. И сегодня, пока мостостроители устанавливают новые опоры, практически рядом по временному путепроводу несется поток автомобилей в северном направлении.
Фактически на каменском участке сейчас можно видеть сразу четыре моста. Это технологический путепровод-мост, служащий для подвоза стройматериалов и обеспечения демонтажа отслуживших свое конструкций. И это временный рабочий мост, о котором говорилось выше.
Два старых давно существующих моста построены еще в прошлом веке. Причем сегодня один из них признан аварийным, и вот уже три года как закрыт. Сейчас его разбирают. Демонтаж начался почти девять месяцев назад. По другому мосту автотранспорт движется в южном направлении. Поначалу и его хотели закрыть и разобрать, чтобы на его месте построить новый мост. Но необходимость сохранить движение транспорта продиктовала иную схему. Демонтаж старого моста и строительство нового ведутся практически параллельно.
Сегодня через Севрский Донец в районе Каменска наведено сразу четыре переправы.
Заново строящийся мост через реку станет одной из частей новой двойной мостовой системы. Другую часть образует один из старых мостов – тот, что сохранил свою несущую способность. А именно левый – если смотреть на юг. Но и он будет разобран и фактически построен заново – примерно так, как это было с Ворошиловским мостом в Ростове. Такая схема особенно эффективна в условиях, когда нет возможности полностью закрыть движение.
Работы ведут бригады Мостоотряда 10-го филиала АО «ДиМ». Как отметил главный инженер предприятия Олег Роменский, мостостроителям приходится решать сложные технологические задачи. В частности, они на каждом этапе должны иметь ясное представление о состоянии сборно-монолитных бетонных конструкций перестраиваемого моста. Иначе велик риск допустить чреватую серьезной аварией ошибку. По словам начальника участка реконструкции моста Дмитрия Лиховидова, ход работ осложняется тем, что демонтируемый старый мост относится к внеклассным. А такие по-своему уникальные сооружения разбирать всегда сложнее, чем типовые.
Итак, условия требуют, чтобы демонтаж старого моста и строительство нового велись параллельно. Это значит, что пока убираются старые опоры и ведется работа по установке новых, на берегу оперативно собираются металлоконструкции пролетных строений. Потом их начнут медленно надвигать на вновь установленные опоры. Работа ведется в направлении с севера на юг.
Технология испытанная, позволяющая сократить срок строительства месяцев на десять. В госкомпании «Автодор» – заказчике проекта – полагают, что такое сокращение сроков строительства в данных условиях вполне оправдано. При сроке сдачи моста по графику в конце 2024 года, есть все возможности открыть движение уже в первые его месяцы.
Технология, примененная при реконструкции каменского моста, позволяет свести к минимуму риск образования автомобильных пробок.
Ввод в строй нового каменского моста через Северский Донец после того, как только в этом году удалось отремонтировать 108 километров донского участка автотрассы, будет означать и принципиально иное качество движения по М4 в пределах Ростовской области. И, видимо, имея это в виду, в «Автодоре» заговорили о создании протяженного платного участка. Вот только об объездной альтернативе если и говорится, то далеко не так охотно.
Это, кстати говоря, характерно для М4. Так, долгое время автомобилисты не имели ясного представления о путях объезда платного самарского участка. Сейчас остается только гадать, какая дорога послужит объездом нового платного северного участка М4.
По умолчанию считается, что это может быть шоссе Новочеркасск – Каменоломни. Но при всех изменениях к лучшему, произошедших здесь в последние годы, едва ли можно говорить о достаточном для качественного объезда увеличении пропускной способности этой дороги.
Мост, чье значение трудно переоценить, должен быть пущен к концу следующего года. В 2024 году движение по нему будет открыто.
Впрочем, это уже задача завтрашнего дня. Ее придется решать уже после того, как в 2024 году заработает обновленная каменская переправа через Северский Донец. Просто пути ее решения следует наметить уже сегодня.