Речь о переходе на пересечении Буденновского проспекта и улицы Московской. Информация о результатах экспертизы проекта выложена на официальном сайте Единого государственного реестра заключений (ЕГРЗ).
Тематика намеченного к ремонту перехода достаточно разнообразна. Здесь и сцены из донской жизни – в основном, навеянные мотивами шолоховских произведений, и сюжеты летнего отдыха молодежи 80-х годов прошлого века, и панорамы Ростова будущего. Все эти мозаики сегодня признаны объектами культурного наследия регионального значения. Как и сам переход. Но о последнем обстоятельстве – чуть позже…
А сейчас отметим, что проект ремонта перехода и реставрации мозаичных панно подготовило пятигорское ООО «Реставрация». Заказчиком выступило муниципальное специализированное унитарное предприятие по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений. В ходе торгов при максимальной цене контракта в 26,7 млн рублей «Реставрация» согласилась выполнить работы за 9,2 млн. Что само по себе не столько радует, сколько наводит на размышления о цене подобной дешевизны. Эта тема, кстати, поднималась на заседании общественного совета при областном комитете охраны объектов культурного наследия.
Переход близ Центрального рынка Ростова, на Московской улице – один из четырех имеющих мозаику и намеченных городскими властями к реставрации. Вести ее будет та же пятигорская фирма, что ранее разрабатывала соответствующую проектную документацию. Ту самую, что вызвала немало вопросов у ростовской общественности.
По словам председателя регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Александра Кожина, больше всего сомнений касается положений проекта, связанных с заменой поврежденных элементов мозаики. Менять их предлагается на некий аутентичный материал, без уточнения самого понятия и без указания на то, где такой материал следует брать. Этакое «поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что…»
Торговля, стихийно развернувшаяся в переходе у Центрального рынка в Ростове, не могла не отразиться негативно на украшающих его мозаиках.
Вот почему грядущая реставрация так тревожит ростовскую общественность. Ее представители даже выходили на губернатора с обращением. Там содержалась просьба доработать представленный подрядчиком проект с тем, чтобы гарантированно исключить порчу и тем более уничтожение мозаики. Что, впрочем, не помешало властям проект реставрации утвердить.
Озабоченность активистов понятна. Как отметил замдиректора «Реставрации» Виталий Бурдасов, наиболее плачевное состояние – как раз у мозаики в переходе на пересечении Буденновского проспекта с Московской улицей. Здесь плитка местами отошла от стены, образовав внутренние полости. От того, как будет ликвидироваться этот дефект, зависит, без преувеличения судьба всех панно.
Тем не менее, снимать мозаику со стены в ходе реставрации не планируется. Реставраторами для заполнения пустот предпочтение будет отдано методу инъецирования микроцемента. Замена мозаики будет производиться лишь там, где процент ее повреждения составляет треть и более от площади всего панно.
Монумент "Конники" в Веселовском районе после реставрации долго не простоял. Источник фото: "Блокнот Ростов".
Однако с радостными вздохами облегчения спешить не стоит. Трудно сказать, какой умный метод применялся пятигорскими реставраторами при работе с монументом «Конники» в Веселовском районе области. Только часть 18-метрового памятника, на реставрацию которого в 2019 году было выделено 5 млн рублей, несколько месяцев назад обрушилась. И это стало предметом тяжбы между «Реставрацией» и муниципалитетом.
Тяжба может тянуться сколь угодно долго. Еще дольше могут вестись поиски виноватого в сложившейся грустной ситуации. Но тревожного факта разрушения не так давно отремонтированного объекта это никак не отменяет. И о неприятном веселовском инциденте не могут не вспоминать активисты-общественники, когда речь заходит о грядущей реставрации самого крупного ростовского подземного перехода.
Обо всем переходе как об объекте реставрации сказано не случайно. Это никакая не оговорка. Дело в том, что объектами культурного наследия в свое время в Ростове были признаны целиком переходы, а не их мозаики, как предлагалось отделением ВООПИК. А это не только накладывает дополнительные и, заметим, далеко не всегда нужные ограничения на ведение здесь любых работ, но и значительно удорожает весь процесс реставрации. В том числе уже и на стадии проектирования.
Подземный переход на перекрестке Ворошиловского проспекта и Большой Садовой улицы. Слева - каким он был сразу после ремонта в 2018 году. Справа - каким стал сегодня.
Подобная ошибка аукнется еще не раз. В частности, когда настанет очередь реставрации перехода на пересечении Ворошиловского проспекта и Большой Садовой улицы – того, самого, что был капитально отремонтирован в канун мундиаля 2018 года. Если помните, там были выполнены промышленные наливные полы. Само по себе это неплохое решение. Но оно идет вразрез с нормами охраны объекта культурного наследия. И по всему выходит, что в процессе грядущей реставрации эти практичные полы придется демонтировать и заменить изначально запроектированными полами из мраморной крошки. Провести дополнительную и абсолютно бесполезную со всех точек зрения процедуру. Впрочем, этот переход за короткое время умудрились довести до такого состояния, что сегодня разруха, кажется, стала для него нормой.
Как неоднократно рассказывало «Наше время», мозаичные панно, иллюстрирующие разные эпохи советской и донской истории, стали своего рода «фишкой» ростовских подземных переходов. Первые мозаики появились здесь более полувека назад.. Их на протяжении трех лет создавала группа художников из «Мостоотряда № 10» под руководством Юрия Лабинцева. Керамические материалы для панно закупались в Чехословакии.
Ростовские мозаики включены в число туристических достопримечательностей южной столицы, а также в список из десяти туристских объектов России, которые стоит обязательно увидеть.
Но появится ли в будущем у людей такая возможность? Сохранит ли Ростов этот яркий знак своей самобытности?
Все зависит от того, как сложится мозаика в главных ростовских переходах.