— Вовка, — весело окликает завреанимацией областной детской больницы, доктор медицинских наук Федор Геннадиевич Шоршов приподнявшегося в кровати светлоголового мальчишку. — Ты как?

Тот смотрит на врача круглыми серьезными глазами, но не произносит ни звука.

— Он пока еще не говорит, не вступает в контакт — лишь недавно из комы вышел, — объяснил мне потом Федор Геннадиевич. — Но взгляд, видели, уже фиксирован, это хороший знак.

Мальчишку из Батайска сбил автомобиль. На нем живого места не было, диагнозы — один страшнее другого. В том числе — открытая черепно-мозговая травма, ушиб, отслоение мозга. На месте врачи сделали ему все необходимое, но для специализированного лечения он был доставлен реанимобилем в Ростов — в областную детскую больницу.

Долго был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких, оставался без сознания. И все-таки в один прекрасный день открыл глаза, стал различать смену дня и ночи. Прогресс наметился, молодой организм должен справиться. Но чем все закончится, не останется ли этот симпатичный мальчишка инвалидом — под большим вопросом.

Самые уязвимые…

Медики бьют тревогу: детский дорожный травматизм стал настоящей бедой. Жертвами становятся и те, кто едут в машине со взрослыми, и те, кто попадает под колеса движущегося транспорта (при наезде автомобиля — последствия всего тяжелее, констатируют медики: до 70% сразу погибают).

В год в области, по сведениям ГИБДД, случается примерно 550-600 ДТП с участием детей.

Отдельная статистика — по погибшим на месте происшествия. В 2005 году, например, прямо на дороге умерли 32 ребенка, в 2006-м — 37, в 2007-м — 26, 2008-м — 34, в 2009-м — 30 детей. Плюс те, кого увезли с места аварии живыми, но позднее они скончались в стационарах. Цифры получаются пугающие.

…— Больше стало машин, мощнее — транспортные потоки, дорога на юг проходит через нашу область, — пытается Ф.Шоршов найти объяснение. — К тому же очень много плохо обученных или вообще не обучавшихся водителей, которые ездят с купленными правами. Следовало бы, я считаю, усилить уголовную ответственность за наезд на пешеходов, тем более — детей. У нас же наблюдается обратное — виновники находят массу способов устраниться от ответственности.

Зоны повышенного риска

У медиков и сотрудников ГИБДД есть своего рода карта патогенных зон, где чаще всего случаются дорожные аварии с участием детей.

Это Ростов, Таганрог, Шахты, Азов, а также Аксайский, Октябрьский сельский, Азовский, Мясниковский районы. Мистика или нет, но и медицинские последствия для пострадавших здесь оказываются наиболее тяжкими. Все территории — рядом с областным центром. Традиционно считалось, что отдаленные трассы (М-4, например) более опасны. Однако там сейчас статистика более спокойная. Хотя надо признать, что и сама трасса М-4 стала более обустроенной.

Есть четкий регламент, как надо действовать при авариях с участием детей (районные медики обязаны в этих случаях сразу же связываться с областными коллегами). Все расписано «от и до» — что следует сделать на месте, при каких условиях можно оставить ребенка в ЦРБ, а при каких надо срочно реанимобилем доставить в Ростов в областную детскую больницу, где есть супер-

оборудование и специалисты-асы. Сюда привозят только самых тяжелых.

В отделении реанимации гордятся своими низкими показателями летальности — 1,6% (а у коллег из других территорий — и 20%, и 30%). Однако хотелось бы еще и свести к минимуму возможные тяжкие последствия полученных травм. А вот в этом медикам порой мешает… людская невежественность.

— До 40% пострадавших в аварии детей доставляются в больницы не «скорой помощью», а самотеком! — возмущается Ф.Шоршов. — Я не знаю ни одного подобного случая в зарубежной практике, зато у нас это сплошь и рядом. Каким образом? Сами участники ДТП или проезжающие мимо водители вместо того, чтобы позвонить по «112» и в «скорую», хватают пострадавшего ребенка, грузят к себе и везут, думая, что делают благое дело. А его НЕЛЬЗЯ шевелить без предварительной иммобилизации (закрепления в неподвижном состоянии. — Л.К.) шейного отдела позвоночника. Иначе может произойти непоправимое, вплоть до парализации. Доказано, что в результате самих аварий шейный отдел позвоночника травмируется лишь в 1,5% случаев. Но если таких больных перевозят неправильно, то повреждение спинного мозга происходит уже в 80% случаев.

…Врачи стараются все сделать для маленьких пациентов. Но тот факт, что детский травматизм стал сейчас столь распространенным явлением, должен озаботить не только медиков. В нашей жизни повысился общий градус опасности, и дети при этом — самые уязвимые, они полностью зависят от взрослых. И если с ними случается беда, то это, в первую очередь, вина старших…