— Вовка, — весело окликает завреанимацией областной детской больницы, доктор медицинских наук Федор Геннадиевич Шоршов приподнявшегося в кровати светлоголового мальчишку. — Ты как?
Тот смотрит на врача круглыми серьезными глазами, но не произносит ни звука.
Он пока еще не говорит, не вступает в контакт лишь недавно из комы вышел, объяснил мне потом Федор Геннадиевич. Но взгляд, видели, уже фиксирован, это хороший знак.
Мальчишку из Батайска сбил автомобиль. На нем живого места не было, диагнозы один страшнее другого. В том числе открытая
Долго был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких, оставался без сознания.
Самые уязвимые
Медики бьют тревогу: детский дорожный травматизм стал настоящей бедой. Жертвами становятся и те, кто едут в машине со взрослыми, и те, кто попадает под колеса движущегося транспорта (при наезде автомобиля последствия всего тяжелее, констатируют медики: до 70% сразу погибают).
В год в области, по сведениям ГИБДД, случается примерно
Отдельная статистика по погибшим на месте происшествия. В 2005 году, например, прямо на дороге умерли 32 ребенка, в 2006-м 37, в 2007-м 26, 2008-м 34, в 2009-м 30 детей. Плюс те, кого увезли с места аварии живыми, но позднее они скончались в стационарах. Цифры получаются пугающие.
Больше стало машин, мощнее транспортные потоки, дорога на юг проходит через нашу область, пытается Ф.Шоршов найти объяснение. К тому же очень много плохо обученных или вообще не обучавшихся водителей, которые ездят с купленными правами. Следовало бы, я считаю, усилить уголовную ответственность за наезд на пешеходов, тем более детей. У нас же наблюдается обратное виновники находят массу способов устраниться от ответственности.
Зоны повышенного риска
У медиков и сотрудников ГИБДД есть своего рода карта патогенных зон, где чаще всего случаются дорожные аварии с участием детей.
Это Ростов, Таганрог, Шахты, Азов, а также Аксайский, Октябрьский сельский, Азовский, Мясниковский районы. Мистика или нет, но и медицинские последствия для пострадавших здесь оказываются наиболее тяжкими. Все территории рядом с областным центром. Традиционно считалось, что отдаленные трассы
Есть четкий регламент, как надо действовать при авариях с участием детей (районные медики обязаны в этих случаях сразу же связываться с областными коллегами). Все расписано «от и до» что следует сделать на месте, при каких условиях можно оставить ребенка в ЦРБ, а при каких надо срочно реанимобилем доставить в Ростов в областную детскую больницу, где есть супер-
оборудование
В отделении реанимации гордятся своими низкими показателями летальности 1,6% (а у коллег из других территорий и 20%, и 30%). Однако хотелось бы еще и свести к минимуму возможные тяжкие последствия полученных травм. А вот в этом медикам порой мешает людская невежественность.
До 40% пострадавших в аварии детей доставляются в больницы не «скорой помощью», а самотеком! возмущается Ф.Шоршов. Я не знаю ни одного подобного случая в зарубежной практике, зато у нас это сплошь и рядом. Каким образом? Сами участники ДТП или проезжающие мимо водители вместо того, чтобы позвонить по «112» и в «скорую», хватают пострадавшего ребенка, грузят к себе и везут, думая, что делают благое дело. А его НЕЛЬЗЯ шевелить без предварительной иммобилизации (закрепления в неподвижном состоянии. Л.К.) шейного отдела позвоночника. Иначе может произойти непоправимое, вплоть до парализации. Доказано, что в результате самих аварий шейный отдел позвоночника травмируется лишь в 1,5% случаев. Но если таких больных перевозят неправильно, то повреждение спинного мозга происходит уже в 80% случаев.
Врачи стараются все сделать для маленьких пациентов. Но тот факт, что детский травматизм стал сейчас столь распространенным явлением, должен озаботить не только медиков. В нашей жизни повысился общий градус опасности, и дети при этом самые уязвимые, они полностью зависят от взрослых. И если с ними случается беда, то это, в первую очередь, вина старших