Дата публикации:
4 мар 2021 г.
У ординаторов – разные специализации, но врачам, борющимся с ковидом, нужна помощь. Для работы в красной зоне нужны специальные навыки. Их ординаторы получают и отрабатывают в симуляционном центре Ростовского государственного медицинского университета.
1694
Фото/Видео: Владимир Апарин
Условия здесь максимально приближены к реальным. Специальные манекены, на которых учатся ординаторы, могут дышать, плохо себя чувствовать, задыхаться, умирать и оживать, подавая соответствующие сигналы и выводя показатели на монитор. Таким образом, моделируются всевозможные ситуации. Вот, например, у «больного» падает кислород в крови. Необходимо провести неинвазивную вентиляцию легких. В такой ситуации на лицо больного надевают маску или шлем, подсоединенный к аппарату искусственной вентиляции легких. Профессор Елена Александровна Лебедева, и.о. зав. кафедрой анестезиологии и реаниматологии РостГМУ, просит ординаторов показать на манекене, как это делается.
– При проведении неинвазивной вентиляции легких больной находится в сознании. Через специальное окно в шлеме больной может есть, пить, – объясняет профессор. – Но параллельно с этим у него проводится вентиляция легких. Неинвазивная вентиляция проводится, как правило, на начальном и конечном этапе лечения.
Другая группа ординаторов под контролем доцента кафедры анестезиологии и реаниматологии РостГМУ Алексея Анатольевича Бычкова отрабатывает на соседнем манекене инвазивную вентиляцию легких. Она осуществляется через установленную в трахею специальную трубку. Трубка с раздутой манжетой подсоединяется к аппарату ИВЛ. Находящаяся во рту трубка раздражает пациента, поэтому в такой ситуации человек должен спать.
На манекене манипуляцию можно повторять столько, сколько нужно, пока человек ее не освоит. Опять же, с помощью робота-«больного» можно учить, как действовать в трудных ситуациях: если у пациента, например, спазм голосовых связок или распух язык… Движения и реакция ординаторов на поведение робота настолько выверены, что их «подопечные» демонстрируют улучшение состояния.
Алексей БЫЧКОВ отрабатывает с ординаторами интубацию трахеи для проведения ИВЛ.
Все те, кто помогал нам в сборе материала для репортажа, а это ординаторы первого и второго года обучения: Константин Скориков, Станислав Степанов, Ибрагим Ибрагимов, Дарья Саламахина, Мадина Мухтарова, – все работают врачами-стажерами третьего моноинфекционного госпиталя горбольницы № 1 Ростова. Это они в апреле 2020 г., когда обнаружилась нехватка анестезиологов-реаниматологов, прошли 36-часовой курс обучения и пошли работать в ковидные моногоспитали. Большинство из них учатся по специальности врач-анестезиолог-реаниматолог и еще до пандемии успели пройти в ординатуре более тысячи часов подготовки по специальности. Алексей Анатольевич Бычков говорит, что сотрудниками кафедры были разработаны циклы подготовки по неинвазивной и инвазивной вентиляции легких для врачей разных специальностей.
– Разработана программа по обучению ординаторов анестезиологов-реаниматологов как врачей-стажеров для работы в красной зоне, – дополняет коллегу Елена Александровна Лебедева. – Практически 80 % ординаторов после обучения пошли работать в два ковидных моногоспиталя 20-й городской больницы и в три – на базе 1-й городской больницы Ростова. Уже почти год они работают там под контролем врачей анестезиологов-реаниматологов. Об их работе мы получаем только положительные отзывы.
– Мы приступили к работе хорошо подготовленными, – говорит Ибрагим Ибрагимов. – И обучение на базе симуляционного центра нам очень помогло.
Дарья Саламахина вспоминает: когда она первый раз зашла в красную зону, ее охватил ужас: «Но я подумала, что нельзя расслабляться. Вспомнила больных, которые ждут моей помощи, своих родных, близких. И быстро взяла себя в руки».
Мадина Мухтарова рассказывает о 57-летнем ковидном больном, у которого легкие были поражены на 85 %. Его удалось спасти, и Мадина рада, что была причастна к его спасению. Конечно, все немного боялись, когда попадали в красную зону. Но страх удалось побороть, а вот колоссальный опыт, который дорогого стоит, остался.
Елена Александровна Лебедева называет ординаторов кафедры «наши дети». Что сказать?
Такими детьми можно гордиться.
Видео Владимира АПАРИНА