Дата публикации:
23 сен 2023 г.
Попросила знакомых в соцсетях и в чате «Одноклассники» поделиться своими историями о нашей медицине. Тема оказалась «больной». Дискуссия не останавливается уже несколько дней
915
Платно-бесплатно
– Ты вовремя с этой темой, – сразу откликается бывшая одноклассница Валя. – Как раз еду от невролога из медицинского центра. Обострились боли в спине. Врач предложила полежать в стационаре. 10 дней – 30 тысяч рублей. Еще хотела отправить к нейрохирургу, но я сказала, что недавно была у такого специалиста, только в другом медучреждении. «Бесплатно?» – сразу уточнила врач. Услышав утвердительный ответ, начала некорректно высказываться о коллегах из бесплатной медицины, мол, вы им не платите, вот и получаете равнодушное отношение. Стало даже неприятно выслушивать такое. Тем более что и в этом платном медцентре врач уделила всего 10 минут, ни разу на меня не взглянула, назначив лечение по результатам УЗИ, которые я привезла с собой.До сих пор не все знают, что есть частные клиники и медцентры, где принимают по полису обязательного медицинского страхования. Их названия находятся в реестре, который составляет Территориальный фонд медицинского страхования.
Конечно, это не значит, что по ОМС можно воспользоваться всеми без исключения услугами. Как правило, это касается конкретных специалистов или исследований. Подробности – на сайтах клиник, в регистратуре или на специальном стенде. Также, чтобы получить услугу в клинике по ОМС, потребуется направление от лечащего врача поликлиники и ожидание в среднем недели две.
По полисам работают и некоторые частные стоматологические клиники. Но только в рамках территориальной программы ОМС, которая, как правило, не предусматривает установку суперсовременной импортной пломбы или брекетов, а вот лечение и удаление зуба – вполне.
Вопрос «платно-бесплатно» – самый сложный для пациента. Чтобы разобраться, можно найти соответствующее приложение-классификатор к территориальной программе ОМС или просто позвонить в свою страховую компанию.
Звоните-пишите
– Пока мама ждала записи к одному врачу, выхода из отпуска другого, направления на обследование к третьему – было потеряно драгоценное время. Поставили диагноз – онкология, но оказалось слишком поздно, – делится печальной историей пользователь соцсетей Михаил.Представители медицинских страховых компаний советуют не тратить силы и время на самостоятельное решение проблем здравоохранения.
В каждой такой компании есть специалисты, умеющие взаимодействовать с медучреждениями, нарушающими права застрахованных, и знающие законные рычаги воздействия.
Деление на платную и бесплатную медицину на самом деле ведь весьма условно. Даже обычная поликлиника, куда пациенты обращаются по медицинскому полису, тоже получает за свои услуги деньги. Только не из наших рук, а из фонда обязательного медицинского страхования. Соответственно, страховщики заинтересованы в том, чтобы их деньги отрабатывались в полной мере.
Не можете попасть на прием? Требуют плату за услуги? – звоните в контакт-центр страховой компании, которая выдавала полис ОМС. Некачественно оказали медпомощь? – пишите туда же заявление с приложением документов.
С 2016 года в стране начал формироваться институт страховых представителей – своего рода посредников в решении проблем, возникающих между пациентами и медучреждениями. Сейчас они есть практически во всех страховых медицинских компаниях.
– В нашей компании страховые представители появились одними из первых в области, и сейчас система налажена по разным направлениям – можно обращаться устно, письменно, – говорит руководитель отдела по информационному сопровождению застрахованных граждан компании «Панацея» Юрий Кулик.
Менеджер, он же страховой представитель первого уровня, регистрирует обращение, а затем направляет его страховым представителям второго или третьего уровня. Разница между ними в том, какой степени сложности проблема у застрахованного.
Информационное сопровождение на всех этапах оказания медпомощи и профилактических мероприятий, консультации при спорных вопросах, контакты с учреждением по устранению нарушенных прав пациентов – полномочия страховых представителей второго уровня.
Если требуется экспертиза качества оказанной медпомощи, правовая и методическая поддержка в досудебном и судебном порядке – этим занимаются страховые представители третьего уровня.
Также в регионах созданы медицинские телеграм-чаты, модераторы которых подключаются к решению проблем, о которых пишут в своих сообщениях пользователи.
Самые частые нарушения прав пациентов – невозможность записаться на прием и вызвать врача на дом, навязывание платных медуслуг, нежелание выполнять бесплатно услуги, предусмотренные ОМС, отказ в госпитализации, непроведение необходимых для постановки диагноза консультаций и исследований, требование покупать за свой счет то, что входит в утвержденный Территориальной программой госгарантий
Перечень жизненно необходимых лекарственных средств и изделий медназначения.
«Дефицит» и «голод»
– Планировала рожать в своем родном городе, но пока собралась, новый, недавно капитально отремонтированный роддом закрыли с официальной формулировкой «из-за отсутствия неонатологов». Что значит – не хватает врачей? Привлекайте их, стимулируйте, поощряйте! – делится наболевшим в соцсетях жительница Новошахтинска Анна.– Сыну потребовалась помощь специалиста, которого на тот момент в нашем районе просто не оказалось. Уволился, а другого нет. От безысходности обратились к обычному терапевту – она работает еще со времен СССР. И знаете, вылечила... Вот что значит советская система образования! – рассказывает в чате житель сельского района Ростовской области.
Нехватка врачей на Дону – одна из самых острых в стране. Особенно «кадровый голод» ощущается на селе.
Открытыми на портале «Работа России» остаются более двух тысяч медвакансий в Ростовской области. В Каменском районе ищут педиатра на зарплату до 25 000 рублей, в Багаевском районе – врача-акушера-гинеколога, от 22 000 рублей, в Мясниковском районе – врача-невролога, 30 742 – 36 000 рублей, в Егорлыкском районе – врача функциональной диагностики, 16 242 – 20 000 рублей... Продолжать можно долго.
В прошлом году власти заявляли о намерении сократить дефицит врачей до 16 %. «Есть цель до 2024 года иметь 84 % укомплектованности врачами, но их нужно готовить и создавать условия, чтобы они учились в нашем медицинском университете или приезжали и оставались здесь, – сказал губернатор Василий Голубев.
Но пока такие способы решения проблемы, как использование подготовки по целевому набору, программы по покупке жилья, выплата «подъемных», ожидаемого эффекта не дали.
Весной 2023 года глава региона спрашивал совета даже у подписчиков своего телеграм-канала. Жители Дона высказались за повышение зарплаты медикам, особенно в маленьких городах и селах, ремонт всех медучреждений и кардинальное решение их жилищных вопросов.