Разговоры о безналичной оплате за проезд в общественном транспорте Ростова ведутся уже года четыре. И вот недавно наши читатели стали замечать небольшие желтые коробочки, установленные на входе в некоторых ростовских автобусах. И тут же попросили корреспондентов «НВ» выяснить подробности.
Фото/Видео: Людмила Мельникова
Где и когда можно будет пользоваться новым способом оплаты?
В настоящий момент оснащение терминалами оплаты автобусов, трамваев и троллейбусов идет полным ходом, где-то к середине декабря можно будет уже заменить мелочь в карманах на пластиковую карту.
Оплатить картой проезд можно будет в любом общественном транспорте Ростова вне зависимости от формы собственности и маршрута. Только наличный расчет будет лишь в маршрутных такси.
Сохранятся ли льготы при такой оплате?
Все льготы, предоставляемые гражданам, будут сохранены, успокоил руководитель департамента транспорта Ростова-на-Дону Геннадий Клейменов. Но только для проживающих в Ростове, это городская программа.
Региональные льготники адресно будут получать бесплатные персональные проездные карты.
Федеральные льготники приобретать проездные карты на общих основаниях, но каждый месяц им будет возвращаться часть денег за проезд.
Пассажиры, имеющие 50% скидку на проезд, получат персональные карты оплаты. Внешне отличаться от обычных они будут наличием фотографий владельца, а вот снимать с нее терминал оплаты будет лишь половину стоимости проезда. Пенсионеры должны обратиться в районные органы соцзащиты, где по заявлению им бесплатно выдадут эту карту. А учащиеся смогут получить ее через общеобразовательные учреждения, но за саму карту нужно будет заплатить.
Где купить карту проезда?
Купить карту и пополнить баланс на ней можно будет в специальных терминалах, к середине декабря такие появятся на основных улицах Ростова.
Терминал выдаст вам не только карту, но и чек. Обязательно сохраните его! предупреждает Михаил Коршунов, гендиректор ООО «Ростовтранспорт». По чеку вы сможете заблокировать счет, если потеряете карту. Или обменять карту по гарантии в течение 5 лет.
Первое время можно будет купить карты и у водителей. Они будут распространять специальные ознакомительные конверты, которые будут стоить 105 рублей. Внутри карта оплаты (стоимостью 50 рублей), на балансе которой уже будет 50 рублей; чек на карту и подробная инструкция по пользованию (еще 5 рублей в стоимости конверта организационные расходы).
Как пользоваться картой?
Достаточно просто. Просто поднести карту к терминалу оплаты, установленному на входе в автобус, троллейбус или трамвай. После того, как деньги с карточки будут сняты, прозвучит зуммер или фраза «Оплата произведена», и аппарат выдаст билет. Также можно будет рассчитаться за багаж, если он подлежит оплате (по вашей просьбе водитель одной кнопкой переведет терминал в такой режим).
Если вы забыли карту или на ней закончились деньги ничего страшного, можно оплатить наличными. Суть от этого не изменится: водитель, получив деньги, приложит к терминалу оплаты служебную карту и выдаст вам билет.
Турникетов, как в московском общественном транспорте, не будет: получив билет, ростовский пассажир беспрепятственно пройдет в салон. Билет стоит сохранять до конца поездки: безбилетный пассажир будет считаться не оплатившим проезд.
Зачем вводится такая форма оплаты?
Разработчики программы безналичной оплаты проезда в Ростове-на-Дону подчеркивают, что основная цель такого нововведения безопасность дорожного движения. Ситуация, когда водитель принимает деньги, пересчитывает их, выдает сдачу и при этом уже ведет автобус, нередко приводит к авариям. Теперь водители будут заниматься лишь своими прямыми обязанностями.
Для транспортных компаний такие терминалы выгодны, они фиксируют конкретную сумму, которую водитель должен сдать наличными после смены. По примеру Москвы и Новосибирска, где уже ввели подобную систему, ожидается до 20% прироста выручки. Есть экономический интерес и для пассажиров: в дальнейшем появится разница между способами оплаты как минимум в один рубль наличными дороже.
К слову, еще одна задача у таких терминалов статистическая. Транспортные компании будут получать точные данные о количестве пассажиров поминутно, а значит, смогут куда успешнее рассчитать пассажиропоток. Например, надо ли вывести на линию дополнительные автобусы в час пик или сформировать новые маршруты движения.
Одновременно со стартом программы начнут свою работу сайт и «горячая линия», на которых можно задать интересующие вопросы и получить консультацию. Также в Ростове будут работать информационные центры, куда можно будет обратиться при возникновении проблем.
Федеральные льготники, имеющие право на бесплатный проезд в общественном транспорте:
герои Социалистического Труда,
полные кавалеры ордена Трудовой славы,
герои Советского Союза,
герои Российской Федерации,
полные кавалеры ордена Славы,
ветераны (участники) и инвалиды Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Областные (региональные) льготники, имеющие право на бесплатный проезд в общественном транспорте:
ветераны труда и приравненные к ним лица ветераны военной службы, ветераны государственной службы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости,
ветераны труда Ростовской области,
реабилитированные лица, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий,
социальные работники, осуществляющие социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому,
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в государственных областных образовательных учреждениях всех типов, в муниципальных общеобразовательных учреждениях.