По словам начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Ростовской области Станислава Ахумова, количество жалоб на продавцов автомототранспортных средств за прошлый год сократилось почти вдвое.
Фото/Видео: Алексей Ковтун
Но покупателю стоит быть начеку во время проверок сотрудники управления Роспотребнадзора по РО нередко выявляют включение в договор условий, ущемляющих права потребителей.
Изучаем договор
Пункт договора |
С точки зрения закона |
Как должно быть |
«передача автотранспортного средства потребителю после поступления денежных средств на расчетный счет продавца» |
нарушение положений Гражданского кодекса и ст. 37 ФЗ «О защите прав потребителей». |
Обязательства потребителя перед продавцом считаются исполненными с момента внесения наличных денежных средств продавцу либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту. |
«паспорт на транспортное средство будет передан, когда поступит от заводаизготовителя» |
нарушение п. 59 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных постановлением правительства РФ № 55 от 19 января 1998 г. |
При передаче товара покупателю одновременно должны выдать установленные изготовителем комплект принадлежностей и документы. В том числе сервисную книжку и документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство или номерного агрегата. |
«в случае нарушения сроков поставки и передачи автомототранспортного средства со стороны продавца покупатель вправе взыскать с продавца 0,1% от стоимости товара за каждый день задержки» |
нарушение ст. 23.1 ФЗ «О защите прав потребителей». |
В этом случае продавец должен выплачивать потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 0.5% от суммы предварительно оплаченного товара. При этом неустойка взыскивается со дня, когда по договору должна была осуществиться поставка, до дня выполнения поставки или удовлетворения требования покупателя по возврату заранее уплаченной суммы. |
Если поломка
Продавец при передаче транспортного средства обязан проверить в присутствии покупателя качество выполненных работ по предварительной подготовке и комплектность товара. Об этом он должен сделать пометку в сервисной книжке.
Если недостаток в технически сложном товаре (в том числе: автотранспортном средстве и номерных агрегатах к нему) обнаружился в течение 15 дней со дня передачи, потребитель вправе:
отказаться от исполнения договора куплипродажи и потребовать возврата уплаченной суммы за товар;
потребовать заменить его на товар этой же марки (модели, артикула);
потребовать замены на товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Практика показывает, что покупателю стоит выбрать один вариант из вышеперечисленных и указать в претензии только его.
Если прошло больше 15 дней, вернуть или обменять такой товар можно в случаях:
обнаружения существенного недостатка товара;
нарушения установленных законом «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара;
при невозможности использовать товар более чем тридцать дней в совокупности в течение каждого года гарантийного срока изза неоднократного устранения недостатков.
Ст. 20 ФЗ «О защите прав потребителей» устанавливает немедленное устранение недостатков, если не заключен письменный договор. А если такой договор есть, то предельный срок устранения недостатка не может превышать 45 дней.
Можно и не «похорошему»
Помните: обратиться с претензией к продавцу ваше право, а не обязанность. У вас есть такое же право обратиться сразу в суд.
В соответствии с п.6 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» бремя доказывания возникших недостатков распределяется в зависимости от наличия гарантийного срока на авто. В пределах гарантийного срока оно возлагается на продавца, изготовителя, уполномоченную организацию и импортера. После истечения покупатель должен доказать, что недостаток в авто был еще до передачи, и его вины в поломке нет. Обратите внимание: если гарантийный срок установлен на выбор: 2 года или 100 тысяч пройденных километров (такое допустимо), то он заканчивается по истечении одного из этих условий.
Следует помнить: если потребитель самостоятельно проведет экспертизу после окончания гарантийного срока, то у продавца возникает право на обжалование результатов этой экспертизы. Чтобы избежать лишних затрат и затягивания процесса, связанного с досудебным разрешением спора, потребителю лучше всего требовать проведения экспертизы судом.
Основное правило при покупке автомототранспортного средства (как и любого другого товара): перед заключением договора проконсультируйтесь с юристами. Не помешает ознакомиться с публикациями в СМИ, заглянуть в Интернет и посмотреть комментарии по поводу выбранной марки и фирмыпродавца. Или зайти на сайты областного и арбитражного суда и поискать: не обращались ли с исками в последнее время к выбранной вами фирме. Важно еще и место расположения сервисной службы выбранного изготовителя: она может находиться за сотни, а то и тысячи километров от вашего дома.
Если вы считаете, что ваши права как потребителя нарушаются обращайтесь в территориальный отдел управления Роспотребнадзора.