Так охарактеризовала ситуацию, в которую попал ее родственник, наша читательница.
В своем письме Мария Михайловна рассказала о конфликте, который произошел между инвалидом 3-й группы и кассиром Матвеево-Курганского автовокзала. «Он пользуется правом бесплатного проезда и должен в обязательном порядке приобрести билет через кассовый аппарат, — писала она. — Но тут начались неприятности: кассир отказывалась продавать билет».
Аргументация кассира, по словам нашей читательницы, была более чем странная: билет она выдавать не хотела, потому что автобус опоздал, а автовокзал за это штрафуют. Дальше — больше: инвалиду вообще посоветовали не пользоваться этим рейсом, а взять билет на другой. А потом и вовсе пригрозили «передать записку другим сменам, чтобы ему вообще никто билет не продавал». «Это произошло в выходной день, автобус стоял на остановке всего пять минут — что делать в такой ситуации пассажиру?» — спрашивала Мария Михайловна.
— Такого просто быть не может, — удивился и.о. начальника отдела пассажирских перевозок ОАО «Донавтовокзал» Виктор Леонов, когда мы передали ему вопросы нашей читательницы. — Единственный возможный вариант, когда кассир мог отказать пассажиру в продаже билета, — если у льготника нет права на бесплатный проезд именно на этот рейс. Бывают пригородные автобусы, междугородные или вообще международные… Может, данный рейс шел транзитом из Украины?..
Но нет, рейс «Авило-Успенская — Таганрог» — междугородный, а инвалиды 3-й группы действительно имеют право бесплатного проезда на подобных. И пользовался родственник Марии Михайловны этим рейсом уже несколько лет подряд без какихлибо проблем до того злополучного дня…
В самом Матвеево-Курганском автовокзале о данном конфликте знали. Старший кассир вокзала Елена Шинкарева подтвердила: жалоба была, проверка проводилась.
— По ведомости билет ему продали в 16.10. Автобус должен быть у нас за полчаса до этого — задержался изза метели, но никаких штрафов за это вокзал не платит. Перечень льгот по каждому рейсу у кассиров есть, тут накладки произойти не могло. Да и нет для автовокзала никакой разницы, на какой именно рейс или автобус продавать билет. Откуда могло взяться такое? — не понимала она. — Я беседовала и с самой кассиршей, работавшей в тот день. Та лишь сказала, что посоветовала замерзшему человеку взять билет на другой рейс, который ходит чаще, — добрался бы до места назначения быстрее…
Елена Васильевна подтвердила: раньше были серьезные разграничения по льготам, и кассирам приходилось отказывать тем или иным льготникам в продаже бесплатных билетов — такие вопросы разрешались с помощью собеса. Но последние два года эту систему упорядочили, поэтому такое «непонимание» ее удивило.
…Скорее всего, между кассиром и инвалидом произошел личный конфликт, который вряд ли имеет прямое отношение к какимлибо ограничениям или служебным циркулярам. Но случаются и такие «противостояния». Что делать пассажиру в подобной ситуации?
- Обратиться с жалобой к руководству вокзала. В случае конфликтной ситуации требуйте директора вокзала или старшего кассира. Если спешите, можно оставить запись в книге жалоб и предложений: изложить ситуацию и оставить свои координаты для связи.
- Направить заявление на имя генерального директора ОАО «Донавтовокзал» по адресу: 344082, Россия, г. РостовнаДону, ул. Сиверса, 1 или по электронной почте donauto@aaanet.ru. Телефон приемной гендиректора основного перевозчика Ростовской области (863) 2054131.
- Обратиться с жалобой в министерство транспорта Ростовской области. На основании вашего заявления будет проведена служебная проверка, в случае подтверждения организацию привлекут к административной ответственности. Заявления направлять по адресу: 344019, г. РостовнаДону, ул. Нижегородская, 20/11, факсу (863): 2539576 или на электронный адрес: p0leon@aaanet.ru.
Также нарушения предоставления транспортных услуг рассматривает Роспотребнадзор. Однако в данном случае эта организация вряд ли бы помогла: отказ в продаже билета с точки зрения закона трактуется не как некачественное исполнение услуги, а нежелание заключать публичный договор с потребителем. Принудить к этому может только суд. В суд же должен обратиться инвалид, если захочет получить компенсацию морального ущерба изза этой «странноватой» ситуации. Свидетельские показания других пассажиров, запись видеокамеры наблюдения и даже запись конфликта на сотовый телефон здесь бы пригодились.
…Впрочем, лично Мария Михайловна в «личный конфликт» не очень верит. Она рассказала, что о подобных ситуациях частенько слышала от односельчанльготников: «Доходит до смешного: одна смена кассиров спокойно продает льготные билеты на междугородные рейсы, а другая — с угрозами: мол, пользуйтесь своими пригородными». Да и самого перечня рейсов, по которым льготникам можно ездить бесплатно, она нигде найти не может. «Подобный перечень в обязательном порядке должен быть у кассиров и предоставляться пассажирам при первом требовании, — заверили в ОАО «Донавтовокзал». — А хамство — не терпите. Вместо сожженных нервов лучше заручитесь свидетелями, пишите заявление и к нам — обязательно разберемся».