В центре Ростова-на-Дону на проспекте Кировском — очередная продовольственная ярмарка «выходного дня».

Тем горожанам, что поблизости проживают, очень удобно: фактически они попадают на настоящий крестьянский рынок, где каждый производитель торгует собственным товаром, причем по ценам, которые на 10-15 процентов ниже, чем на городских рынках и в магазинах. Казалось бы: о таком рынке не только горожане мечтают, но и сами крестьяне. Они назначают выгодную для себя цену — и никаких посредников. Но вот здесь мнения самих торгующих разделились.
Частник из Семикаракорского района привез на ярмарку ярко-оранжевую морковь. Узнали цену: 18 рублей, а мелочь, что вполне любую хозяйку экономную устроит, так и вовсе по десятке. Рядом конкуренты торгуют по 23 рубля, но у них морковь крупнее.

—  А почему именно по 23 рубля? — спросила дотошная горожанка.

—  Посчитали расходы на транспорт, себестоимость, свою прибыль, — поясняет потенциальному покупателю продавец.

Спрашиваем у семикаракорца, выгодно ли ему на ярмарке морковью торговать?

—  Не очень, — признается тот. — Тем более по влажной почве морковь убирать приходится, затрат много. Я рабочему за день плачу 500 рублей.

По сухой погоде он делает мне семь мешков, а после дождя — два-три. Ведь каждую морковку надо от земли налипшей очистить, а все это — вручную. Да еще в такую горячую пору стоять на рынке некогда, дома дела ждут.

У частника два гектара земли, и он бы предпочел всю произведенную продукцию оптом сдать, даже по 15 руб­лей за килограмм.

— Я был бы просто счастлив, — так и сказал.


И-зеленью-на-зиму-надо-запастись.jpgА пока крестьянская торгово-закупочная кооперация, которую благополучно развалили за последние 25 лет, а теперь никак не могут восстановить, не справляется с объемами, точнее — не может охватить всех производителей. У нее тоже пока мощности невелики, логистика в зачаточном состоянии. Хотя и по прошлому многолетнему опыту работы потребкооперации, да и по тем первым шагам, которые делают вновь созданные кооперативы, уже ясно: выгодно это всем — и селянам — производителям, и горожанам-покупателям.

Напротив одинокого частника с морковкой — машина сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива «ДонАгроРесурс», а проще — «ДАР».

Здесь торгуют картофелем, свеклой — цена немного выше, чем у соседей-частников. Очереди нет, народ подходит, интересуется, покупает. Тем более что картофель расфасован и взвешен. Еще привлекает ассортимент: соленья — так горячо любимые ростовчанами зеленые помидоры, квашеная капуста.

— А вам торговать на такой ярмарке выгодно? — спрашиваем продавца.

— Конечно, у нас все посчитано. У крестьян продукцию закупили, расфасовали. Каждый должен заниматься своим делом.


1.jpgКрупные производители, которые сами могут стать основой для любого крестьянского сбытового кооператива, собрать вокруг себя мелких частников, торгуют сами. И торговля не просто идет, а бегом бежит. К примеру, целая машина, пришедшая загруженной «под завязку» из Орловского района с продукцией ОАО Молочный завод «Орловский», стоит практически пустая. Несколько головок российского сыра по цене 275 рублей за килограмм буквально на глазах исчезают с прилавка, за ними — остатки ряженки, простокваши. Как говорится, продукт в рекламе не нуждается.


2.jpg

Так же, как и крупы ООО ПФК «Маяк» из Зерноградского района. Продукция перерабатывающего предприятия вошла в число «100 лучших товаров Дона», здесь выпускают около 38 видов круп, только 16 — из нута (турецкого гороха), который славится своими полезными диетическими свойствами. Здесь уже видны крепкие кооперативные связи с сельхозпроизводителями. Они выращивают продукцию для ООО «Маяк» под заказ, так сказать, настоящие фьючерсные сделки, о которых так много говорят на различного рода сельскохозяйственных форумах. Что интересно, и без того любимую покупателями продукцию здесь не устают популяризировать. Каждому, кто интересуется, обязательно выдадут «вкуснющие рецепты» нутовых котлет, супчика из красной чечевицы… Так что для «Маяка» такая ярмарка — возможность еще раз разрекламировать свой товар при личном контакте с покупателями.

И контактов здесь с горожанами, желающими доподлинно узнать о качестве продукта, где и кем он выращен, очень много. Есть о чем поговорить с продавцами меда: здесь покупатели впервые видят мед, словно взбитые сливки, — белого цвета, с маточным молочком, и цветной, с прополисом… В общем, ярмарка — не только для покупок и продажи, но и для общения, для души.