Шестой региональный форум по защите прав потребителей, прошедший на днях в Ростове-на-Дону, выявил победителей и указал на «штрафников», а также обозначил болевые точки на потребительском рынке Ростовской области. Главные из них – фальсификат и недостаток информации для потребителей.

В зоне риска — интернет-торговля подчас контрафактными товарами, финансовые и страховые услуги («тренд» последнего года — борьба за ОСАГО, которое страховщики жаждут вывести из-под влияния потребительского закона). Продолжают борьбу общественники с сетевым маркетингом: здесь и некачественная продукция, и введение потребителей в заблуждение, и навязывание невыгодных кредитов.

Немало проблем и с контролем за производителями. «Пролоббированными» открыто называют эксперты недавно внесенные поправки в федеральный закон, ограничивающие право общественных организацие проверять магазины и производства — в совокупности с ФЗ № 294 «О проверках юридических лиц» контроль на потребительском рынке существенно ослаб. «Надзорные органы выявляют немало нарушений даже при плановых проверках раз в три года, — признает руководитель донского управления Роспотребнадзора Михаил Соловьев. — Но внеплановые проверки возможны лишь при санкции прокуратуры — мы часто получаем отказ».

Все это и приводит к тому, что на прилавках магазинов и рынков можно встретить до 80 % некачественной продукции. Причем если еще несколько лет назад покупатель чаще всего рисковал нарваться на подделку известной марки, то сейчас он может не глядя приобрести никудышный товар от вполне легального производителя. Возможно, и сделан товар по реальным техусловиям, но что именно вложил бизнесмен в свои ТУ, потребитель сможет узнать, лишь опробовав на себе.

По мнению экспертов, присутствующих на региональном форуме, виной тому — «дырки» в российском законодательстве. «Производитель может написать на этикетке любую чушь вроде «без холестерина» на товаре, где этого вещества и быть не может, — рассказывают они. — Но информацию о себе, составе товара или же сроке годности или «забывают», или прячут в самом неудобном для потребителя месте». К сожалению, конкретных техрегламентов, заставляющих производителя описывать товар по определенному шаблону, и серьезного наказания за неполную информацию на этикетке нет. И хотя за последние годы потребители уже научились внимательно читать этикетки перед покупкой, нужной информации они там все равно не находят.

…Подтвердили это и специалисты, которые в рамках областной программы защиты прав потребителей проводили экспертизы товаров, представленных на полках магазинов Ростовской области. За год они обследовали 256 образцов продуктов питания и бытовых товаров, проверили на себе десяток услуг. «Нарушений, к сожалению, много. Но если посмотреть на таблицы результатов, становится видно: самое популярное из них — непредоставление покупателю полной и достоверной информации, — рассказал начальник экспертного отдела Ростовского ЦСМ Юрий Грановский. — Получается, что покупатель не знает, что именно он приобретает». Обо всех нарушениях, выявленных экспертами во время исследований, мы подробно расскажем в последующих выпусках рубрики «Клуб потребителей».

С таким положением дел пытаются бороться и «публичной поркой» — широкой оглаской выявленного брака, и обучением самих потребителей. В том числе — с помощью СМИ. Для привлечения внимания к теме защиты прав потребителей в рамках форума шестой раз подвели итоги конкурса «Сильно сказано!» для областных журналистов. Среди интернет-изданий лучше всего освещают потребительские вопросы в «Городском репортере», среди печатных СМИ — газета «Заря» Егорлыкского района, лучшими среди областных телеканалов признали «Дон-ТР», районных — «Миллеровское ТВ».

На форуме чествовали и победителей премии «Потребитель голосует — «ЗА!» Соцопрос, проведенный в разных городах области, выявил наиболее популярные у жителей товары и услуги. Причем исследователи отметили интересную деталь: если среди колбас и кондитерских изделий можно четко выделить лидеров, то среди молочной продукции, мяса и непродовольственных товаров такого единения нет – тут каждый выбирает свое. Пользуются популярностью хлеб, мясо и многие бытовые услуги от донских производителей, а вот местные марки одежды и обуви жители подчас и назвать не могли. Попутно социологи в очередной раз подтвердили: вопреки чаяниям продавцов, покупатели не гонятся за дешевизной и ориентируются при выборе товара на свой личный опыт. И — опять же! — чувствуют себя не очень уверенно исключительно из-за недостатка информации о товаре. А вот пункт «доверие к продавцу/магазину» как фактор, определяющий выбор покупателя, жители и продавцы единодушно поставили на последнее место — здесь есть о чем задуматься.

Не останутся донские потребители и без государственной защиты: до 2020 года в программе социального развития Ростовской области на эти цели выделено 46 миллионов рублей. Средства пойдут на содержание бесплатных общественных приемных, оказывающих юридическую помощь потребителям, и обучающие семинары для потребителей и производителей. Продолжит работу и сайт zppdon.ru, где располагается обширная справочная библиотека и сервис «Виртуальный юрист», позволяющий самостоятельно составить претензию в магазин. Также и в следующем году будут изучать ростовский потребительский рынок: свои пожелания по проверке качества продуктов питания, бытовых товаров или услуг вы можете уже сейчас направлять в департамент потребительского рынка РО. Или к нам, в редакцию «Нашего времени»: к пожеланиям наших читателей особенно внимательно прислушиваются при формировании списка независимых экспертиз.

Лауреаты премии «Потребитель голосует – «ЗА!»:

– в номинации «Молочная продукция» – молоко «Кубанская буренка» от «Вимм-Билль-Данн»;

– в номинации «Кондитерские изделия»– «Золотой колос»;

– в номинации «Мясо птицы» – Азовская птицефабрика;

– в номинации «Колбасные изделия» – «Тавр»;

– в номинации «Хлебобулочные изделия» —«Аютинский хлеб»;

– в номинации «Магазин розничной торговли» – розничная сеть «Магнит»;

– в номинации «Турагентство» – «Розовый слон»;

– в номинации «Фитнес-центр» – центр «Арбат»;

– в номинации «Аптечная сеть» – «Дешевая аптека»;

– в номинации «Магазин одежды» – «Остин»;

– в номинации «Магазин бытовой техники» – «М.видео»;

– в номинации «Риелторская компания» – «Титул».