Постнеклассическая наука, по мнению автора этой концепции академика В. С. Степина, — это современный этап становления науки, начавшийся в 70-х гг. XX века. Основные черты: междисциплинарность, обслуживание утилитарных потребностей промышленности. Характерный пример — синергетика, изучающая процессы самоорганизации.
Фото/Видео: Александр Голубничий
На смену таким постулатам классической науки, как простота, устойчивость, детерминированность, выдвигаются постулаты сложности, вероятности, неустойчивости. Как и в «постмодернизме» в искусстве, здесь особый акцент на субъективности, самокритичности
Сейчас ЮФУ реализует несколько проектов, сближающих науку и народ. Один из них «Школа Эйнштейна» двухдневный «квест» по факультетам, во время которого старшеклассники прикасаются к науке в прямом смысле слова. Во время «Фестиваля науки» еще одного «сближающего проекта» первый этаж мехмата и химфака сплошь состоит из веселья. Всё очень похоже на ярмарку: тут тебя оденут в кимоно и сфотографируют, тут отпечатки пальцев снимут, тут предложат тест пройти «Насколько ты американизирован?».
Молодому организму пофотографироваться с «кавайной някой» или на робота поглазеть (из «лего», кстати!) куда интереснее, чем слушать речи о том, почему он должен поступить именно на этот факультет, считает выпускник химфака, участвовавший в Фестивале. Ему науку «на кошках» объясняют, связь с реальностью дают Этого очень не хватает нашим институтам.
Да, студенты и школьники кричат: «Лекции скучные!», и педагогика идёт навстречу, придумывая новые методы обучения через фильмы, мультимедийные приложения: легко и весело. Молодому организму веселье требуется, тут не поспоришь. Тем более что необходимость популяризации науки признали уже все.
«Никто не знает, что сейчас происходит в науке, кроме самых учёных», говорит продюсер
Вывод: учёные должны учиться располагать к себе, выходить «на улицы» и рассказывать о своих открытиях. Ведь так и спонсоры появятся,
Всё это любопытно, но не покидает ощущение
Доведённое до крайности, это явление отражено в феномене «британские учёные». Эти исследователи, ставшие героями многочисленных анекдотов, работают над совершенно безумными, идиотскими и не представляющими абсолютно никакой практической ценности научными проектами. Над ними все смеются, но
Кроме малополезных выводов, они выражают таким образом своё неприятие, отрицание прогресса как такового, отрицание устойчивости и ценности научного знания вообще. «А вот я хочу исследовать, как влияет цвет кожи на игру в футбол!» и точка.
Они ставят вопрос: «А зачем в принципе нужен прогресс?». Зачем
Раз наука теперь «несерьёзна», не нацелена
Значит, давайте сделаем науку развлекательной, для красоты, для прихоти. Отсюда и интерактивные лекции, и обучающие фильмы, и интеллектуальное караоке «ПечаКуча» (где на презентацию собственного проекта отводится 7 минут, а значит, ни о какой фундаментальности не может быть и речи!)
Раз так, давайте уберём морщины мыслей со лба и отправимся веселиться. Ведь «Наука это весело, это having fun!». И о «классической» цели науки вести человечество к светлому будущему пока забудем. Надеюсь, на время