В современной культуре приставка «арт» едва ли не столь же популярна, как и набившее оскомину «нано»: открываются арт-кафе, на улицах встречаются арт-салоны, проводятся арт-вечера и арт-выставки. Вездесущее «арт» (от англ. «искусство») становится обещанием чего-то эксклюзивного и заведомо оригинального. Но оправдывают себя эти ожидания все реже и реже.
Яркий тому пример недавняя выставка графических работ художника Евгения Бондаренко «Бессмертный гений Чарльза Буковски» в ростовском кафе «Ложка», широко известном своей концептуальностью. Открытие обещало пройти в творческой атмосфере среди продвинутой читающей молодежи. На деле все вышло несколько иначе. Любители выпить смешались с любителями почитать, а атмосфера скорее напоминала пивной бар, нежели культурную тусовку.
Но даже люди, являвшиеся ярыми литературными фанатами, вставали со своих мест и уходили восвояси, когда дело дошло до начала вечера, а конкретно чтения стихов Буковски господином Бондаренко. И лишь немногие дождались показа фильма «BarFly», снятого по сценарию обсуждаемого скандалиста.
Мероприятие, по большинству мнений как покинувших литературный бал в начале торжества, так и доблестно досидевших до победного конца, с треском провалилось. Претензии публики сводились к обилию нецензурных междометий со стороны чтеца и неознакомленности художника с творчеством американского писателя и поэта, как таковым. Но лица возмущенных и разочарованных говорили куда больше.
Это не первый и, к сожалению, не последний пример такого фиаско. Возникает закономерный вопрос: почему? Задумка была сильной, выставочные картины презентабельными, аудитория готова и к нелитературным выражениям, имеющим место в творчестве Буковски, и к грубым, но лирическим стихам.
Образованный зритель не пацан с района, он не предрасположен к матерному диалогу с творцом или чтецом. Он уважает себя и ожидает, что его тоже будут уважать. Он открыт для дискуссий, но болезненно относится к попыткам одурачивания псевдоконцептуальностью. Когда его предполагаемая духовная пища оказывается жалкими объедками, зритель не выдерживает и уходит.
Организация творческих вечеров позитивная, на первый взгляд, тенденциея в современной культуре: просвещение молодежи становится делом рук самой молодежи, все как в спасении утопающих. Но когда сырые
А чем больше препятствий, тем меньше желающих их преодолевать.