Образование и наука / №390 от 19 Ноября 2009 г.

Школа будущего


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
С 2010 учебного года в первых классах школ будут введены новые образовательные стандарты. Между тем в ростовской Донской реальной гимназии апробация стандартов нового образца проходит второй год.

Для «пилотного» обучения она выбрана не случайно. Гимназия была одной из трех федеральных экспериментальных площадок области по переходу школ на 12­летнее обучение.

Педколлектив Донской реальной имеет большой творческий потенциал: девять учителей стали победителями национального проекта «Образование», многие из них прошли обучающие семинары по новым стандартам в Москве и Сочи. Теперь на базе гимназии педагоги проводят такие семинары для коллег из других образовательных учреждений. Как же в гимназии учатся первоклассники в «новых условиях»? Какие задачи ставят педагоги для воспитания в детях «активной гражданской позиции»?

Никита

В 1 «А» идет урок. Учитель начальных классов, руководитель методического объединения Т. Л. Васильцова, читает детям басню. Никита Гуро размышляет вслух: «Стихи — знаю, рассказы — знаю…»

— А что такое басня? — обращается он к Татьяне Леонидовне.

— Басня — это стихотворение, в котором высмеиваются плохие поступки, — объясняет она.

Никита читает много. В свои 6 лет прочитал книги

С. Маршака, К. Чуковского. Еще ему нравится изучать страны. Он успел увидеть Черное и Красное моря.

— В каком из черноморских городов ты уже побывал? — спрашиваю мальчика.

— Надо подойти к карте, — говорит он. И без труда находит на карте город:

— В Сочи. А Красное море здесь не обозначено. У меня дома большая карта мира, я по ней изучаю географию.

— Уроки в школе нравятся?

— Конечно!

Педагоги разрабатывают индивидуальный творческий маршрут для каждого ребенка с тем, чтобы дать возможность максимально  проявиться его способностям.

— На первом плане — ученик, его деятельность, а уже на втором — учитель, — говорит Татьяна Леонидовна. — Мы работаем по развивающей системе обучения Занкова, близкой  стандартам второго поколения.

В советские времена методика Леонида Занкова, психолога и педагога, связанная с проблемами обучения и развития учащихся, в частности, взаимодействия слова и наглядности в обучении, успешно использовалась педагогами­новаторами. Но таких были — единицы. В основном же уроки в школах проходили традиционно скучно. Совсем не так у первоклассников гимназии. Русский язык, к примеру, начинается с… рассматривания картины. «При чем здесь изобразительное искусство?», — спросите вы. И будете не правы.

— Что вы видите на картине Саврасова «Грачи прилетели»? — обращается к классу Татьяна Леонидовна.

Ученики наперебой отвечают…

— А какое небо? — спрашивает учитель.

— Темное.

— Хмурое.

— Розовое, — вдруг говорит Никита.

Дети удивляются: какое же оно розовое? Оно — пасмурное, дождливое…

— Верно, — говорит учитель. — А давайте внимательно присмотримся. Никита прав. Есть, оказывается, и розовые оттенки.

Для педагога ответ ученика на его вопрос — как тест на наблюдательность, сообразительность. Сегодня эти качества проявил Никита, завтра — кто­то другой. Педагогу это важно. Рассмотренная в начале урока картина или прочитанное стихотворение развивают воображение, логическое мышление ребенка. Так ему легче запоминать изучаемые буквы, справляться с правописанием. А пишут ученики не шариковыми, а перьевыми ручками. Секрет пера в том, что, не позволяя ребенку делать наклоны в сторону, вырабатывает ровный почерк. К тому же развивает моторику, ум. Недаром известный педагог Василий Сухомлинский говорил: «Наш ум — на кончиках пальцев». А еще такая ручка приучает к аккуратности. Ни у одного из учеников я не заметила испачканных чернилами рук и тетрадей.

Дима

…На большой перемене дети выбегают из класса. За партой остается Дима Нестеров. Он усиленно над чем­то работает.

— Дима, что ты делаешь? — спрашивает Татьяна Леонидовна.

— Вы мне в тетради прописали элементы букв, — отвечает он. — Вот я их и пишу.

— Это задание надо выполнять в свободное время, — объясняет учитель.

— А у меня сейчас свободное время, — с детской непосредственностью отвечает первоклашка.

Подумаешь, большая переменка. Справится с заданием сейчас — больше будет времени для других, не менее важных, дел. Скажем, для английского языка. На уроке за каждый правильный ответ дети получают наклейку (отметок в первом классе ученикам гимназии не выставляют.) В последний раз учительница вручила ему «классную наклейку с обезьянкой», а таких — с семейством обезьян — серия. Димка хочет заработать все. Чем не стимул для учебы?

Занятия в начальной школе гимназии начинаются в 8.00, а заканчиваются в 18.00. Отличие такого расписания дня от обычной «продленки» — в образовательной и развивающей деятельности учеников. Чтобы дети учились с увлечением, педагогами (помимо учебной) составлена внеучебная программа. Раз в неделю у ребят занятия по интеллектике и риторике, развивающие логическое мышление и речь. Они рассчитаны на четыре года обучения в начальной школе. Но это не все. Для ребят проводятся еще восемь интеллектуально­познавательных, эстетических и трудовых курсов. Некоторые из них разработаны педагогами гимназии, а также коллегами из ИПК. «Я — гражданин России!», «Уроки здоровья», «Азбука народной культуры», «Доноведение», «Спортивно­оздоровительный»… Учатся дети, что называется, по­взрослому. Не велика ли такая нагрузка для первоклашек? По словам Татьяны Леонидовны, режим учебного процесса и отдыха детей построен так, что не позволяет им уставать. 

Катя

…После уроков в 1 «А» — обед. Затем класс дружно направляется в просторную игровую комнату. Устроившись на больших диванах, а то и просто на паласе, читают, играют, смотрят «мультики». Дима выходит из комнаты, обувается. Зашнуровать обувь у него не получается.

— Давай я помогу, — приходит на помощь Катя и склоняется над ботинком.

— Это моя невеста, — гордо заявляет Дима.

Оказывается, Катя и Дима ходили в один детсад, теперь учатся в одном классе. Можно сказать, что у них почти «родственные отношения». Опять же, Дима увлекся английским еще и потому, что этот язык нравится Кате. На отдыхе в Турции ее тетя свободно разговаривала на английском с местными жителями, и Катя решила, что так же хорошо будет знать язык. Еще она мечтает стать артисткой цирка.

— Почему цирка? — спрашиваю девочку.

— В гимназии есть цирковая студия. Я увидела, как там работают дети, и мне тоже захотелось.

Занятия по новым образовательным стандартам позволяют детям легко определиться в выборе различных кружков, секций.

— Для детей, у которых предшкольная подготовка прошла в домашних условиях, это еще и  возможность научиться общаться со сверстниками, взрослыми, — говорит Татьяна Леонидовна.

Помимо цирковой студии, дети занимаются в секции каратэ, футбольной, шахматной, студии бальных танцев. Никите нравятся шахматы, Диме — футбол. Он мечтает стать футболистом, как Аршавин или Рональдиньо. А Вадим Жихарцев — берите выше — тренером футбольной команды. На пол воробьиных шага ребята уже приблизились к популярности. В Ростове готовится к выпуску книга «100 лет ростовскому футболу». И Дима, и Вадим как активные игроки гимназической футбольной команды попали на страницы этой книги.

Школа будущего — это здоровые, физически развитые дети. В гимназии осуществляется совместный проект городского Управления образования и администрации Железнодорожного района по строительству спортивного комплекса. Уже в этом году ребят ждут мягкая зеленая трава футбольного поля, теннисный корт, волейбольная и баскетбольная площадки, где наши первоклашки еще проявят свои спортивные способности. Помогут им в этом родители Вадима, ведь они педагоги­тренеры.

Кстати, сейчас ученики 1 «А» в рамках курса «Мир профессий» изучают семейные профессии. На уроках ребята рассказывают, кем работают их родители. Проект рассчитан на учебный год, а завершится коллективным выпуском книжки или красочного плаката.

— Мы вернулись к тому, в чем была сила нашего образования, — личности ребенка, — говорит директор гимназии И. Э. Лютов. — Для нас важно не просто дать знания детям, но и воспитать их достойными людьми, так, чтобы после окончания гимназии они могли адаптироваться в жизни. А результаты нашей работы мы увидим через двадцать пять лет, когда вырастет новое поколение…

В свое время Игорь Эдуардович закончил мехмат РГУ. Прошел путь от учителя до директора. Свое педагогическое кредо выражает коротко: «Когда любишь детей — все получится!»

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
«Труд – крут». И стройотряды – тоже
В эти дни популярный среди стройотрядовцев слоган часто звучал в Ростове – здесь прошел Всероссийский слет студентов
Библиотека вернулась
После восьмилетней реконструкции зональная научная библиотека им. Жданова вновь открыла свои двери для посетителей.
Осенний букет
Задание для семейного челленджа #ЕстьКонтактНВ
По тропе с министром
Кадеты Новочеркасского кадетского корпуса имени императора Александра III и ученики школы № 22 поселка Горный прошли по экологическому маршруту в зака...
Говорить клиенту только правду
Результат работы землеустроителя может оказаться неожиданным. Например, выяснится, что в свое время участок неправильно замерили. Елена РУДЯКОВА, фина...
В этом номере