«На учебное дело в России может быть установлен совершенно особый взгляд, ему возможно дать национальную основу, в корне расходящуюся с той, на которой оно зиждется в остальной Европе, ибо Россия развивалась во всех отношениях иначе, и ей выпало на долю особое предназначение в этом мире», — писал в XIX в. русский философ и публицист Петр Чаадаев.
Слова эти касались подготовки специалистов в родном Отечестве. В самом деле, на протяжении веков российские высшие учебные заведения (в отличие от европейских) давали студентам не просто глубокие знания они культивировали в них нравственные, духовные качества. Мало кто из студентов, будь это будущие математики, физики или химики, не интересовались работами известных философов, не читали произведения классиков литературы или современных писателей, не дискутировали о развитии общества
Широкое видение изучаемых предметов и их взаимосвязи, познание окружающего мира были обязательными составляющими жизни студенчества. Сегодня иначе. Современная высшая школа направлена преимущественно на подготовку узкого специалиста «ничего лишнего». Наше образование теряет традиции?.. Об этом мы ведем разговор с ректором РГЭУ (РИНХ), председателем совета ректоров Ростовской области Н.Г.Кузнецовым.
О том, что наше образование утрачивает традиции, можно было спорить лет пять семь назад, говорит Николай Геннадьевич. Сейчас произошел серьезный возврат к социальным предметам, таким, как философия, история России, политология, экономическая теория, социология, юриспруденция гуманитарному блоку дисциплин, который формирует нравственность, веру в общество и, главное, миропонимание. Скажем, возрождается то, что мы утратили в свое время.
А что утратили?
К примеру,
В те времена даже технические вузы готовили высокообразованных людей, сегодня то же университетское образование носит узко прагматический характер. А ведь предназначение университета не «суживать», а расширять знания, кругозор студента
Безусловно, важно, чтобы он получил хорошую специальность и хорошее образование. А университетское образование без науки, гуманитарных дисциплин невозможно. Если студент не читает философскую, историческую литературу, не интересуется развитием общества, если мы его на это не настраиваем, не учим, то о хорошем, думающем специалисте речи быть не может. Проблема скорее связана с переходом на двухуровневую систему подготовки. На бакалавриате студент обучается четыре года, а еще два года учебы в магистратуре это большой объем (включая гуманитарные предметы) учебной нагрузки. Сейчас студенты более информированы. Для получения информации у них есть много возможностей. Но это не означает, что она качественнее той, что была. Взять те же гуманитарные дисциплины. Я заканчивал РГУ. Мы с семи утра занимали в библиотеке очередь, чтобы получить журнал со статьей Ильенкова, чтобы, прочитав ее, потом обсудить. Сколько потрясающих философов дал университет: Жданов, Давидович, Карпов, Ватин, Минасян, Режабик, Кедров, Мамардашвили, Потемкин Это Личности, которые не только формировали знания и передавали их студентам, но и достойно несли имидж высокой культуры, интеллигентности, а имидж формировался на основе глубоких знаний. Довольно редким случаем для любой национальной философии является возникновение нового направления. Но в РГУ были не только новые направления, но и очень известная философская школа методология мышления. И этим мы очень гордились.
Современных известных философов сейчас крайне мало, все больше политологов, культурологов
Для многих наук базовая философия. Так что политология, культурология это не совсем тот масштаб То, что сегодня мало кто из современных философов на слуху, отчасти можно понять. Сколько известных художников, композиторов, поэтов дал России «золотой» век. Этот период прошел. Наверное, так же и в гуманитарных науках. Но, видимо, ученые РГУ были богом отмечены, лучше других осознавали проблемы взаимосвязи философии и естественнонаучных дисциплин. А без этого очень сложно видеть перспективу развития того или иного предмета. Поэтому мы и студентам рекомендуем больше читать труды отечественных и зарубежных философов. Недаром же говорится, что философия гимнастика для ума.
И все же сегодня многие студенты как-то мало предаются философским размышлениям. У них уже давно обозначены цели: получить диплом, устроиться на хорошую работу с приличным заработком. Достойные желания, если они не становятся самоцелью.
Всех студентов под одну гребенку стричь нельзя. Есть определенная классификация. Условно говоря, 30% студентов хотят и могут учиться, 50% те, кто пришли в вуз не за дипломом, а за знаниями, 10% и чуть больше «потусоваться». Те, кто пришли за серьезными, глубокими знаниями, быстро усвоили новый уровень преподавания. Опять же, для нашего поколения преподаватель был «ходячей книгой», источником информации. Он приходил и говорил: «Вот у меня работа Рудольфа Гильфердинга (австрийский и немецкий марксист прим. И. Х.). У меня экземпляр, еще один в Москве, и больше нигде нет». И мы приходили на его лекцию, чтобы послушать, чем идеи Гильфердинга отличаются от идей Маркса. Или «Капитал» Маркса мы изучали на занятиях постранично. Сейчас ни один предмет студенты так не изучают. С переходом на электронную систему уровень учебного процесса изменился. В потоке той информации, которая сегодня поступает, мы должны научить студента учиться. Если его обучать тому, чтобы только запоминать предмет, он не сможет развиваться. Как раз гуманитарные дисциплины, те же философия, экономическая теория, история и помогают студенту учиться познавать, анализировать
Надо понимать, что преподавателю сегодня не надо быть «ходячей книгой». В учебном процессе он скорее методолог.
Преподаватель стал другим. Для него такого переплетения учебного процесса с практикой, как сейчас, раньше не было. Он понимает, что, с одной стороны, человек должен учиться всю жизнь, только тогда он сможет
А блок «физического и духовного развития» сохраняется?
Объем часов по физвоспитанию сохранился еще с советских времен. Не только у меня, но и у моих коллег ректоров вузов области есть понимание того, что, если студенты не будут здоровыми сегодня, то, окончив вуз, они вряд ли смогут нормально работать. То же касается и духовного воспитания. На совете ректоров, в дополнение к гуманитарным дисциплинам, мы решили организовать в вузах курсы лекций, связанных с философскими проблемами разных религий. Студенты по желанию могут выбирать, какой из курсов они будут посещать. С другой стороны, мы живем в области, подавляющее население которой составляют православные христиане и, наверное, вправе отдельно включить курс православия в учебный план.
Говорят, университет формируют те, кто в нем работает
Это так. У нас сильный коллектив. В конце 80-х у нас было чуть больше десяти докторов наук, сегодня 118. Если раньше был один совет по защите кандидатских диссертаций, то сейчас четыре по защите докторских диссертаций. Мы вошли в число 500 лучших университетов мира. Вообще имидж вузу делают выпускники. Среди наших выпускников два депутата Государственной Думы, заместители губернатора Ростовской области, трое министры области, заместители мэра