В 2003 г. Россия официально присоединилась к формированию единого европейского пространства высшего образования и подтвердила свое намерение следовать основным принципам Болонской декларации.
Но до сих пор в образовательном сообществе идут дискуссии: правильно ли ломать отечественную образовательную систему в угоду Болонскому процессу? У части преподавателей вузов вызывает сомнение двухуровневая система образования. Они считают, что бакалавриат дает лишь усредненные знания, а магистратура рассчитана на тех, кто собирается делать карьеру в науке. Хотя председатель областного совета ректоров Николай Кузнецов, ректор РГЭУ (РИНХ) в разговоре заметил, что диплом бакалавра приравнен к полному высшему образованию, так что относить бакалавров к «средним» специалистам было бы неверно. Если
Вступление в Болонский процесс для нашего высшего профессионального образования что ЕГЭ для выпускников школ: хочешь не хочешь, а признать придется Так что дискутировать, плоха или хороша европейская образовательная система, можно, но «отменить» Болонскую декларацию не получится. Вопрос, видимо, надо ставить иначе: как, сохраняя традиции нашей высшей школы, преуспеть в школе европейской.
В 2007 г. в отечественных вузах было реализовано чуть больше 18% бакалаврских и магистерских программ. Количество студентов в них составило 7,8% от общей численности. В итоге, среди
Степень продвижения в единое образовательное пространство отражается в национальных докладах министров образования
Но и здесь еще надо посмотреть, насколько оно доступно, считает доктор педагогических наук, директор национального офиса программ «Темпус» в РФ Ольга Олейникова.
Та же двухуровневая система, признанная
Между тем, существующие в Европе программы бакалавриата позволяют выпускнику получать одновременно хорошую подготовку в конкретной профессиональной сфере и обновлять знания, нарабатывать опыт. В разных национальных системах высшего образования продолжительность таких программ от 3 до 4 лет. Есть и более краткосрочные, востребованные рынком труда. Мы же либо не до конца понимаем, либо не хотим понять всех тонкостей европейской образовательной системы.
Схожие проблемы были и у испанцев десять лет назад. Но сегодня полученные выпускниками мадридского Небрихи дипломы признаются в европейских странах. Нет проблем и с трудоустройством. У Небрихи более 1800 договоров с ведущими фирмами мира, среди которых IBM, Coca Cola, hp. Выпускники вуза могут пойти работать в каждую из фирм и компаний в любой стране. В Болонском процессе мы семь лет, сможем ли за оставшиеся три года достичь таких, как Небриха, результатов?
Раз уж мы ввязались в Болонский процесс, то, наверное, важно не вздыхать о прошлом, а открывать новые пути развития отечественной высшей школы.