Однажды нашего земляка, известного телеведущего Дмитрия Диброва, спросили, почему он отправил дочь учиться во Францию? Из ответа следовало, что более всего в этом учебном заведении Диброва привлек нестандартный, творческий подход: — Там даже математике учат под гитару на пригорке.

Жаль, не пояснил: гитарная музыка звучит как музыкальный фон, благоприятствующий усвоению знаний, или под гитару поют таблицу умножения, песенки о математических правилах и законах — ну как было когда-то в «Радионяне» — передаче, популярной в нашей стране в его собственные школьные годы.

Вообще художественный образ, рифма, ритм — вот то, что помогает запомнить и правила правописания, и законы физики. Об этих помощниках и поговорим. А начнем еще с дошкольной подготовки. С того,

Сколько нужно «Азбук»?

Есть родители, для которых существуют только три детских поэта: Маршак, Чуковский, Барто. Не потому, что другие не нравятся — других они и не знают. Чьи имена в детстве запомнили, тех и ищут на книжных полках: теперь уже для своих детей. А поэтов детских много — хороших и разных. И «Азбук» много. Причем строятся они по разному принципу. В одних больше обыгрывается зрительный образ буквы, в других — гирлянды однокоренных или просто созвучных слов. В третьих (как кстати, в «Азбуке» Маршака) — не столько о буквах, сколько о мире. В общем, выбор есть. И, если средства позволяют, я бы советовала купить несколько принципиально отличных — чтоб изучать язык с разных ракурсов.

А порядок букв в алфавите легко выучить с помощью «Песенки-азбуки» Бориса Заходера. Вот – отрывок из нее:

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже.

З, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, Х

Оседлали петуха,

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, я –

Все теперь мои друзья.

Пять сестренок опоздали –

Заигрались в прятки.

А теперь все буквы встали

В азбучном порядке.

Какие это буквы, конечно, надо, чтобы объяснил взрослый. А лучше предложить ребенку игру: найди в алфавите не названные в этой песенке буквы.

Только не лошадиная фамилия!

А как помочь малышу выучить названия дней недели и их последовательность? Американский психолог и педагог Лапп считает, что здесь поможет созвучие: надо подобрать созвучные дням недели слова. К примеру:

понедельник — пони; вторник — вторжение, торги; среда — сердцевина, сердце; четверг — черти, четыре (лапы); пятница — пятно, пять (пальцев), суббота — сабо, зубы, аббат, субтропики; воскресенье — Воскресение Христово.

Вина ли тут переводчика, но мне этот пример не кажется очень удачным. Взрословато! Это же еще объяснить надо крохе, кто такой аббат и что такое субтропики или торги. Но, к счастью, эту задачу пытаются решить и детские поэты. У них тоже получается не идеально, но лучше. Вот забавная мнемоническая считалка из классического английского сборника «Рифмы Матушки Гусыни»:

Сколько дней моя малышка

Может бегать и играть?

Понедельник, вторник, среду…

Даже трудно сосчитать!

Весь четверг она играет,

Пятницу, субботу,

Боже мой! И в воскресенье

У нее заботы!

Разойдитесь, расступитесь!

Дайте, дайте поиграть!

Завтра снова понедельник —

Начинай считать опять!

Меняется жизнь — меняются мнемонические (то есть способствующие запоминанию) формулы. Сегодня последовательность цветового спектра радуги запоминают с помощью фразы «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Каждая первая буква слова, составляющего фразу, «шифрует» название цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

А вот Мария Александровна Сеген, многие годы работавшая у нас корректором (сейчас она на заслуженном отдыхе), вспомнила, что во времена ее детства в ходу был другой шифр: «Как однажды Жан-звонарь голубой сломал фонарь».

Иногда хорошими помощниками при запоминании оказываются и довольно бессмысленные фразы. Другая сотрудница нашей редакции, Лариса Бушнова, рассказывала, что в детстве путала порядок падежей.

— Это же так просто! — сказал ей папа. — Запомни: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку» — и никогда уже не ошибешься, что родительный следует за именительным, а предложный за творительным.

Хорошее дело — такие шифры. Одна опасность: слова легко перепутать. И будет тогда почти как с героем чеховской «Лошадиной фамилии».

Рама подвела…

Александр Валентинович — технарь. «Не скажу, что русский язык знаю на «отлично», — говорит он, — но есть слова, в которых ни при каких обстоятельствах ошибки не сделаю. А запомнилось их правописание благодаря рифмовкам, продиктованным на уроках русского языка нашей учительницей.

Вот — о правописании наречий:

«Не чудесно, не прекрасно,

а ужасно и опасно

букву «т» писать напрасно».

Это для тех грамотеев, которым кажется верным не чудесно, а чудестно и т. д..

Есть учителя, которые считают полезным выучить рифмовку с 11 неправильными глаголами:

Видеть, слышать и обидеть,

Гнать, держать и ненавидеть,

И смотреть, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть

Вы запомните, друзья,

Их на «е» спрягать нельзя.

Вообще-то насчет спряжения на «е» — формулировка некорректная, но, думается, простительная. Смысл в том, что хоть в неопределенной форме эти глаголы и оканчиваются на -еть или на -ать, но имеют личные окончания глаголов 2-го спряжения: видит, слышит, обидит, гонит, держит и т. д.

А еще мне рассказывали, что запомнить слова-исключения  стеклянный, деревянный, оловянный, в суффиксе которых — удвоенная буква «н», раньше помогала загадка об оконной раме. Потому что звучит она так:

Поля стеклянные,

Межи деревянные,

Ручки оловянные.

Теперь рамы из металлопластика. Пора искать новые ассоциативные подсказки.

Немного химии

Да, все-таки жаль, что Дибров не пояснил, как же там, во Франции, математику учат под музыку? А у нас кого не спрошу, из рифмованных математических истин памятны только «Пифагоровы штаны на все стороны равны» и «Биссектриса — это такая крыса, которая скачет по углам и делит угол пополам»…

Разыскать рифмовки из области химии и биологии мне, увы, не удалось. Услышала только одну — не для детей, а для взрослых, поскольку она не столько о химической реакции, сколько о культуре пития вин: «Белое на красное — утро ужасное. Красное на белое — голова целая». Еще бы про количество выпитого что-нибудь правильное присочинили — цены бы не было той рифме.