В один из дней студенты факультета физики ЮФУ с изумлением наблюдали, как по коридорам учебного корпуса носятся школьники в белых майках. Для последних физфак стал фортом Боярд и покорить его нужно было за два дня.
Фото/Видео: Александр Голубничий
И это не шутка, а вполне реальная цель, поставленная организаторами Школы юного Эйнштейна. Она проходит в университете в четвертый раз. Желающих поучаствовать в Школе оказалось так много, что пришлось устраивать конкурсный отбор. По его условиям нужно было написать эссе на темы «Научное открытие это интересно» и «Наука рядом со мной». Из 220 авторов отобрали 50 ростовских школьников и 50 ребят из области. «Мы хотим пробудить интерес старшеклассников
Координатор Наталья Дивеева рассказала о том, что в основу четвертой Школы лег сюжет знаменитой французской игры «Форт Боярд».
У нас есть и точка Игры с мастерами, старец Фура. Фурия в подвале задает каверзные вопросы провинившимся. И, конечно, золотые монеты как награда за правильные ответы.
Как всё это было, корреспондент «Нашего времени» вместе с авторами газеты «Юный Эйнштейн» увидели своими глазами.
В начале игры командам были даны ориентиры в виде подсказок своего места на карте. Возле места, где спрятана карта, каждую из команд ждал свой куратор.
Итак, мы в одной из лабораторий. «Азот» называется. Ее кураторы аспиранты физфака Александр Чайников и Михаил Солдатов. С помощью этих ребят свойства жидкого азота школьники теперь хорошо усвоили и даже попробовали на вкус азотное мороженое!
Но для начала Александр Чайников взял в руки розу. Благородный цветок опустили в емкость с жидким азотом. И ударили розой о поверхность стола. Цветок разлетелся на мелкие кусочки, как стекло! Школьникам предстояло ответить на вопрос, почему. Роза под воздействием азота заморозилась, решили ребята.
Самый вкусный эксперимент с азотом юным эйнштейнам понравился больше всего. На их глазах кураторы приготовили настоящее мороженое. Один из ингредиентов угощения жидкий азот. По вкусу азотное мороженое оказалось похожим на обычный пломбир.
Загадки старца Фуры предстояло отгадывать, забравшись на крышу учебного корпуса физфака. Там располагается университетская обсерватория. Внутри ее купола и прятался «старец». Фура был в роли экзаменатора команд. Их капитаны тянули билеты и отвечали на каверзные вопросы. По наблюдениям «старца», в роли которого в тот день оказался студент Стас Кубрин, сложнее всего ребятам давались задачки с системами уравнений. Если с ними не справлялись, команда лишалась игрока он становился «пленником», его заковывали в наручники. В обратном случае денежное вознаграждение в виде золотых монет!..
Самостоятельно изготовить краску, причем именно желтого цвета, ребятам предстояло в лаборатории №3. Как это сделать, объяснили. Кроме того, в этой лаборатории школьники пробовали писать невидимыми чернилами и узнавали, какого цвета пыль. Оказалось, что не серая она, а прозрачная!
В подвальном этаже физического факультета, где нумерация комнат начиналась с нуля, юных эйнштейнов поджидала Фурия. Ее роль играла аспирант Галина Сухарина. Она задавала вопросы командам, связанные с Временем. Кстати сказать, сами научные проекты лабораторий Школы юного Эйнштейна тоже были этой теме близки.
Ближе к концу второго дня участников Школы пригласили в аудиторию контрольную точку сбора для просмотра
На создание ролика об истории Времени полтора часа. Затем все отснятое смонтировали в получасовой фильм. Его просмотром и завершилась Школа
В финале научного квеста сертификаты, благодарственные письма Школьники в восторге. В университете надеются их увидеть в числе студентов. Первый проректор ЮФУ по научной и инновационной деятельности Евгений Айдаркин, прощаясь с участниками игры, отметил: «Наука сегодня занимательнее, интереснее и, что немаловажно, прибыльнее. А в университете есть много возможностей для самореализации».