Собеседник
Современная древность
В V-IV в.в. до н. э. в дельте Дона стояло Елизаветовское городище. Экономический, политический, административный центр Нижнедонского региона. Сейчас схожую роль основного регионального центра выполняет Ростов-на-Дону, только уже как южная столица России. И это неслучайно. В истории развития территорий существует своего рода цикличность.
Подробнее
Образование и наука / №13 от 21 Января 2011 г.

Выучить английский язык


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
О том, как и чем помочь детям в освоении английского (и не только) языка мы беседуем с кандидатом психологических наук, методистом по иностранным языкам Методического центра образования г. Ростова-на-Дону Вероникой ГРЕКОВОЙ.

— Вероника Александровна, считается, что чем раньше ребенок приступит к изучению иностранного языка, тем лучше. «Чем раньше» — это сколько?

— Вопрос о возрасте, оптимальном для начала изучения иностранного языка, — довольно спорный. К примеру, ученые Берлинского и Миланского университетов говорят, что волшебный возраст, когда ребенок способен легко усвоить основные законы иностранного языка, и может быть, не одного, — от рождения до восьми лет. Сегодня в России многие лингвистические центры вводят в практику обучение иностранному языку детей с двухлетнего возраста.

На мой взгляд, изучение первого иностранного языка нужно начинать с четырех-пяти лет, а осваивать письмо на иностранном языке ребенку следует не раньше, чем он научится писать на родном. Иначе велика вероятность, что ребенок будет путать буквы и слова родного языка и иностранного.

Исключение из этого правила — двуязычные семьи. Этим летом я наблюдала семейную сценку, в которой участвовали папа — француз, мама — русская и их маленькие сыновья. Мама говорила с детьми только на русском, папа — только на французском (при этом было ясно, что папа понимает по-русски, а мама прекрасно владеет французским). В подобной обстановке обучение иностранному языку можно начинать очень рано. Но если такая естественная среда погружения ребенка в стихию иностранного языка отсутствует, начинать обучение с двух — трехлетнего возраста я бы не рекомендовала.

— А что вы скажете насчет идеи приступать одновременно или через очень небольшой временной промежуток к изучению второго иностранного языка?

— Замечательно, если есть возможность обучать ребенка еще и второму иностранному языку. Но только не нужно начинать одновременно. От начала изучения одного иностранного языка до серьезного знакомства с другим должно пройти не менее пяти лет.

— Сейчас в магазинах можно увидеть книжки детских стихов, в которых русские слова перемежаются с иностранными. Стоит ли родителям с помощью таких книг попытаться самим приобщить малышей к иностранному языку?

— Очень рискованное занятие, если родители — не специалисты в этой области. Велика опасность того, что они не смогут добиться от ребенка правильного произношения, или совсем скверный вариант: продемонстрируют в качестве примера свое неправильное. Переучиваться ребенку будет сложно. А ведь, согласно новым стандартам школьного образования, на первый план в обучении иностранным языкам сегодня выходит именно коммуникативный подход, живая речь! Задача ставится таким образом, чтобы на каждом уроке хотя бы 5-7 минут звучала аудиозапись с чистой и правильной речью на изучаемом иностранном языке.

— Порой на глаза попадаются объявления различных центров, школ обучения иностранным языкам, в работе которых, и это подается как козырь, участвуют сами носители языка. Но носители — они ведь тоже бывают разные…

— Обычно носителей языка к такому сотрудничеству приглашают частные школы или центры, они дорожат своей репутацией и, как правило, обращаются к тем, в чьей квалификации уверены.

Однако некоторые проблемы в связи с носителями могут возникнуть. Обусловлены они тем, что основные носители языка (возьмем, к примеру, обучение английскому) — это американцы, так в России и, в частности, в Ростове сложилось в силу ряда причин. А у британского английского и американского английского все же имеются определенные отличия.

Другой серьезный момент: носители языка могут быть членами религиозных организаций, которые с помощью бесплатных курсов английского языка пытаются пополнить свои ряды и расширить свое влияние.

— Недавно мне попалась на глаза заметка о любопытном эксперименте в одной южнокорейской школе. Там вместо учителя английского языка уроки стал вести робот. И качество знаний, и успеваемость сразу же повысились. Ведь робот строг и неподкупен: никаких любимчиков, симпатий–антипатий. А вот сам он нравится всем детям. По крайней мере, он им интересен, каждому хочется, чтобы робот поставил ему высший балл…

Как вы думаете, замена учителей иностранных языков роботами — это перспективное направление?

— Ни один робот никогда не заменит хорошего учителя. А вот робот как помощник учителя — это великолепно. Думаю, что на самом деле и в той южнокорейской школе робот «работает» не в одиночку. Вероятно, успех его в том, что он привносит в обучение элемент игры.

У наших методистов — тоже много интересных, используемых в школах разработок, направленных на то, чтобы уроки были увлекательными, с включением игровых элементов, использованием интерактивных досок, DVD и т. д.

— Вероника Александровна, в Ростове, других крупных городах нашей области есть центры, студии, предлагающие программы по иностранным языкам для дошколят. Но что делать родителям, которые хотели бы водить туда своих малышей, да живут в такой глубинке, где этих центров нет и в помине?

— Ситуация сложная, но не безвыходная. Существуют DVD с образовательными программами. К примеру, с мультиками на английском и других иностранных языках. Родители включают, ну, допустим, мультик про шарик. Шарик прыгает, падает, останавливается и называет каждое свое действие по-английски. Возможно, по нескольку раз.

Дети все это очень хорошо усваивают. У них постепенно накапливается словарный запас и формируется правильное произношение.

Такие просмотры, прослушивание песенок, специально подобранных в помощь начинающим (их тексты строятся на запоминании алфавита, широкоупотребительных слов и т. д.), дают прекрасные результаты.

— Говорят, что лучших успехов в изучении иностранного языка добиваются люди с хорошим музыкальным слухом. Но ведь бывает, что медведь наступил на ухо, и сколько музыке ни учи… Не так ли и с иностранным языком?

— Да, действительно бывают дети с неразвитым фонематическим слухом. Но зато у них может быть прекрасная память. За счет этой своей способности и упорства они тоже могут добиться неплохих результатов в изучении иностранного языка. Таких примеров очень много.

— Скажите, а где родителям получить информацию о тех же образовательных мультиках и других способах приохотить ребенка к этим занятиям, пробудить его интерес?

— Методический центр образования г. Ростова-на-Дону уже 6 лет сотрудничает с консультационным центром для преподавателей иностранных языков «Лингва», который расположен по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 9 (между железнодорожным вокзалом и Центральным рынком), тел. (863) 227-05-80. Здесь можно получить консультацию не только преподавателю иностранного языка, но и родителю, который желает приобщить ребёнка к изучению английского, немецкого или французского языка. На вопросы по методике преподавания иностранного языка я могу ответить по телефону (863)240-12-88 с 12.00 до16.00 (понедельник, среда).

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Современная древность
В V-IV в.в. до н. э. в дельте Дона стояло Елизаветовское городище. Экономический, политический, административный центр Нижнедонского региона. Сейчас с...
«Изюминка» под беби-бум
Если бы мы заранее не знали, что приехали в строящийся детский сад, то приняли бы здание за будущий культурно-развлекательный центр, художественную шк...
Пирожок, модуль, кокцинеллиды
В волгодонском хуторе новый модульный детский сад в виде эксперимента включили в структуру школы 
Тайна старинной книги
Музей школы № 4 станицы Кировской пополнился уникальной для наших дней вещью – третьим томом произведений Шиллера из серии «Библиотека великих писател...
Даешь «Артек»!
9 ноября в осеннюю смену «Артека», которая называется «Школой будущих командиров», отправятся Валерия Серебрякова из Неклиновского района, Татьяна Неп...