Ростовская гимназия юных исследователей (ГЮИ) — явление уникальное. Созданное в 1992 году во Дворце творчества как лицей, это учебное заведение объединило одаренных старшеклассников. Университетские преподаватели, углубленное изучение гуманитарных предметов.

Обязательная исследовательская работа, эдакий аналог курсовой — по объему и сложности. Вот без чего нельзя себе представить гимназию. Недавно прошел слух, что ее закрывают…

Действительно, в городском управлении образования зрели планы об объединении гимназии с одной из школ. Однако эта идея ставила под сомнение сам смысл существования учебного заведения с углубленным изучением гуманитарных дисциплин. Педагоги гимназии, естественно, против этого возражали.

На днях ситуация решилась в пользу гимназии. Министерство образования области поддержало позицию педагогического коллектива. Тем более что у гимназии имеется лицензия, дающая право работать до 2013 года. На этом можно было и поставить точку, но твердой уверенности в завтрашнем дне пока нет. Если уж кому­то могла прийти в голову мысль столь странным образом реорганизовать одно из лучших средних учебных заведений в Ростове, что тут говорить о хороших перспективах образовательной системы? В Ростове, как и по всей стране, вовсю идет реорганизация: учебные заведения разных типов укрупняются, вбирая в себя более маленькие. Это, надо полагать, превратности нормативно­подушевого финансирования. И принцип главный — «выживает сильнейший». Вопрос в том, кого считать этим «сильнейшим» и по каким критериям?

Гимназия юных исследователей, несмотря на небольшую численность, из года в год добивается успехов в образовательной деятельности. В небольшом коллективе к каждому ученику легче найти подход. Как итог: 27 из 49 выпускников гимназии ЕГЭ сдали на высокие баллы, соответствующие «четверкам» и «пятеркам». Наталья Винникова получила сто баллов по литературе…

Но, возможно, успехи маленького учебного заведения, из года в год подтверждающего свое право на жизнь, не очень выгодны в условиях конкуренции?