Недавно в редакцию обратилась семья Дроздовых. «Мы переехали из одного микрорайона Ростова в другой и определили сына в школу недалеко от дома, — рассказывала Тамара Ивановна, мама семиклассника. — И тут возникли проблемы. В прежней школе учили по одним учебникам, а сейчас он учится по другим.
Параграфы, разделы изучаемых тем все другое. Сын разбирается в них с трудом. Одно мучение. Спрашивала учителей: «Почему такое возможно?» Они только руками разводят».
Ничего удивительного, говорит директор одной из ростовских школ. В разных школах учителя учат по разным учебникам. Эти правила не нами придуманы.
Действительно, не педагогами, а Министерством образования и науки РФ. Сегодня Министерство рекомендует для школ 2,5 тыс. учебников. Из Федерального перечня (а это в среднем по 8 учебников на предмет в каждом классе) учителя выбирают те, что им больше нравятся. Школы подают заявку на необходимые книги в вышестоящую инстанцию. После этого учебники централизованно закупаются региональной властью. Выбранных педагогами учебников немало. С просьбой сократить их количество управление образования Ростова обратилось в областное профильное министерство. Предложение педагогов область поддержала. В итоге добились, что федеральный список
А у каждого автора свой подход к составлению учебника. Даже при беглом просмотре становится ясно, что авторы меньше всего задумываются о том, чтобы учебный материал был хотя бы логически выстроен.
Они просто меняют местами порядок изучения тем, говорят педагоги другой ростовской школы. В итоге первая глава в учебнике одного автора оказывается последней в учебнике другого
Педагоги утверждают, что новые учебники во многом проигрывают старым. В прежних учебниках была выстроена «красная линия» весь курс предмета
К примеру, тригонометрия, которую изучают в курсе математики, активно используется в физике. Те, кто учился по «старым» учебникам, помнят, что вначале эту тему изучали на уроках математики, а затем учитель физики рассматривал в классе применение этих знаний на практике и объяснял: математика дала вам инструмент, а физика показывает прикладную часть этого курса. Сейчас учителя физики в тупиковой ситуации:
Скажем, рассматривается на уроке скорость движения физического тела, а детям материал непонятен, так как по математике они еще не прошли раздел, посвященный той же производной, которая объясняет, почему физическое тело движется с определенной скоростью.
Свои претензии к учебникам высказывают учителя истории: много фактических ошибок, расхождений в датах и трактовках. Особенно это касается эпохи СССР, Великой Отечественной войны, современной истории России.
На ошибки можно было бы закрыть глаза, если бы речь шла об истории древнего мира, говорят они. Но когда многие из нас являются свидетелями событий, которые происходили
На учебники, пособия и методички государство ежегодно тратит от 8 до 10 млрд. рублей. Недешево они обходятся и регионам. Накладно покупать каждый год учебники родителям. Один учебник по литературе стоит 300 рублей. Может ли школа собрать учебники, как в былые времена, чтобы раздавать их детям бесплатно?
Если бы, допустим, в начальной школе (где всего
Но не получится. Из большого числа учебников каждый педагог выбирает понравившийся
Нет однозначного мнения и среди педагогов. Одни готовы работать по единым