К Болонскому клубу, созданному в Донском государственном техническом университете два года назад, присоединились новые участники — вузы Северного Кавказа, Сибири, Поволжья. Директор Национального офиса программы Tempus в России Ольга Олейникова заметила, что Болонский процесс нам необходим, чтобы добиться успехов в мире и сказать, что у нас лучшая образовательная система. Пока же мы так сказать не можем.
Что нам мешает шагать в ногу со всеми?
Прежде всего, психология. Когда мы заслуженным профессорам говорим, что в современном мире лекция, как метод обучения, отмирает, им тяжело это слышать. Сегодня достаточно много интерактивных технологий, и доступ к новой информации в современном мире у молодых людей намного больший, чем когда учились мы. Поэтому преподаватель становится организатором этого процесса. Он должен перестроить свой менталитет. Многим это психологически трудно сделать. Есть еще одна проблема. В нашей стране сильно буксует переобучение преподавателей, повышение квалификации. Формально мы это делаем. Но, к сожалению, не всегда в процессе переподготовки у нас есть доступ к новым западным наработкам.
Энтони Викерс, ведущий эксперт по модернизации высшего профессионального образования Европейской комиссии, сказал, что он побывал в двадцати российских вузах и обратил внимание на то, что у нас с первого курса ведется классическое преподавание, и только на последнем идет специализация. В Англии же, напротив, специализация начинается с первого курса.
Современное высшее образование в мире становится более практико ориентированным. Не случайно появились
А мы не знаем, что требует наше производство.
У нас экономика и бизнес не совсем готовы выставить свои требования. Пока это только попытки. Но уже разрабатываются образовательные стандарты, отраслевые рамки квалификации. Для такой большой страны, как Россия, нужно время, чтобы все это осуществить на практике. И потом, если раньше вузовское образование было образованием будущих элит, то сейчас высшее образование в мире становится массовым, как у нас. Но количество молодых людей, которые учатся в наших вузах, превышает число специалистов, необходимых экономике. Этот дисбаланс дорого стоит государству. Поэтому платных мест в вузах становится все больше.
Как раз министр образования и науки России Дмитрий Ливанов склоняется к сокращению бюджетных мест.
Мне думается, социально ориентированной страной мы в любом случае не будем, это просто дорого. Практически ни одна страна в мире не может себе этого позволить. Даже благополучная Финляндия, в которой была, можно сказать, идеальная ситуация в образовании, за счет чего они стали лидерами в сфере образования во всех международных рейтингах, и то частично стала вводить платное обучение для иностранцев,
При всей нашей академичности в образовании, в фундаментальной науке мы закупаем
В последнее время в мире распространен термин «циркуляция» мозгов. В чем смысл? Современный
С мировой точки зрения, это, наверное, правильно, а с точки зрения отдельно взятой страны,
Согласна. Ученые приедут обратно, когда здесь им предложат более выгодные условия.
Предлагают?
У нас уже есть гранты на зарубежных преподавателей, которые проходят по конкурсу Министерства образования и науки России. И очень многие наши соотечественники, которые
Что нам мешает?
Думаю, нет четкой стратегии развития образования с учетом тех показателей, которых мы должны достичь. Допустим,
Как вы оцениваете участие ДГТУ в международных проектах?
У нас не так много вузов, которые так инициативно, с огромным желанием работают в области международного сотрудничества. Специалисты управления по международным связям, которое есть в ДГТУ, работают очень хорошо. Они участники проекта
С чем они связаны?
С обеспечением качества образования, а также созданием программ по некоторым техническим дисциплинам